Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?


Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг.

Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Суть лжетеории

Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учетаиспользуемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).

Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.

Ограничения на установку теплосчетчика в квартире

Многих потребителей интересует, ставят ли счетчики на отопление индивидуально в каждой квартире? Дело в том, что в большинстве отечественных многоквартирных домов при создании системы отопления используется вертикальная стояковая разводка, которая препятствует монтажу одного квартирного счетчика.
В такой ситуации есть только одно решение – поставить счетчики на батареи отопления, но подобное решение реализовать сложно по следующим причинам:

  • установка нескольких теплоприборов в одной квартире обойдется ее владельцам в кругленькую сумму, поскольку каждый счетчик на батарею отопления стоит немалых денег;
  • снятие показаний с каждого прибора затрудняется тем, что сотрудники коммунальных служб не в состоянии ежемесячно производить обход всех комнат по квартирам дома, чтобы записать данные. При выполнении этой работы самостоятельно, можно запутаться в цифрах и допустить ошибки в расчетах;
  • наличие проблем с обслуживанием – несколько приборов гораздо труднее контролировать и проверять правильность их функционирования;
  • счетчик на радиатор отопления имеет плохую точность, поскольку перепад у него на входе и выходе настолько небольшой, что прибор часто не в состоянии его зафиксировать.

Выходом из сложившейся ситуации может стать монтаж специальных распределителей, измеряющих расход жидкого теплоносителя, исходя из разницы температур, которые имеет поверхность радиатора и воздуха в комнате. Стоимость одного такого устройства вполне доступна для потребителя.

В зданиях, возведенных после 2000 года, применяется горизонтальная разводка отопительной системы, поэтому в таких квартирах достаточно смонтировать один счетчик потребления тепловой энергии, и не требуются распределители.

В результате вышеописанных мероприятий можно существенно сократить ежемесячные платежи за услуги, предоставляемые коммунальными предприятиями, благодаря установке теплосчетчиков.

Кому принадлежат ОПУ?

Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.

Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».

Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.

Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.

А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.

Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.

Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.

Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.

Установка счетчиков тепловой энергии

По мнению специалистов, лучшим решением вопроса, где лучше поставить прибор учета, является установка общедомового теплосчетчика. Тогда всем потребителям, проживающим в доме, не нужно будет платить за тепловую энергию, которая в действительности в здание не подавалась. Но стоимость общедомового счетчика на отопление немаленькая. Правда, если ее поделить на количество квартир, то она будет вполне доступной.
Чтобы установить общедомовой счетчик тепловой энергии, потребуется, прежде всего, провести общее собрание жильцов, оформить документально принятое решение (составить и подписать протокол) и подать заявление в управляющую компанию с просьбой относительно подключения агрегата. После того, как счетчик тепла установят, потребуется человек из числа потребителей, отвечающий за своевременное снятие показаний с прибора и выписку квитанций для каждой квартиры.

ультразвуковой счетчик тепла

Кто должен устанавливать ОПУ?

Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).

Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?

Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».

В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».

То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.

Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.

Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.

В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.

Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».

То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.

Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.

Механические счетчики тепла

Механические (или тахометрические) счетчики тепловой энергии, изображенные на фото, относятся к простым агрегатам. Обычно они имеют в комплекте тепловычислитель и роторный водосчетчик. Принцип, как работает счетчик отопления такого вида, заключается в следующем: для удобства и точности измерения поступательное движение жидкого теплоносителя превращается во вращательное.

индивидуальный счетчик тепла

Механический (тахометрический) прибор учета является весьма экономичной покупкой, но к его цене следует добавить стоимость фильтров. В итоге комплект обойдется потребителю дешевле примерно на 15% по сравнению с теплосчетчиками другого вида, но при условии, что диаметр трубопровода не превышает 32 миллиметра.

У механических приборов есть существенный недостаток — их невозможно использовать, когда теплоноситель (вода) имеет высокую степень жесткости и, если в ней присутствуют частицы ржавчины, окалины или накипь, поскольку они забивают фильтры и расходомеры.

Вихревой теплосчетчик

вихревые счетчики тепла

Плюсы: не подвержен влиянию отложений и остатков железа (ржавчины, окалины), размещается как на вертикальных, так и на горизонтальных отрезках, не требователен к длине прямых участков и мелким загрязнениям.

Минусы: чувствителен к перепадам рабочей жидкости, не подходит для использования в системах парового отопления, дает сбой при крупных примесях в воде, зависим от постоянно стабильного давления.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]