Способы самостоятельной замены охлаждающей жидкости в автомобиле и выбор Антифриза


Делаем антифриз самостоятельно

Следует сразу отметить, что обыкновенная вода является лучшим типом теплоносителя. Она обладает достаточной теплоемкостью, имеет оптимальную плотность, доступную стоимость. Поэтому если вероятность воздействия отрицательных температур на теплоснабжение минимальна – лучше всего использовать дистиллированную воду.

Но при невозможности соблюдения этого условия потребуется специальная жидкость незамерзающая для котлов отопления. Она представляет собой раствор, в котором вода занимает до 70% от общего объема. Остальное это добавки, которые снижают порог кристаллизации до -60°С. В их состав входит:

  • Основной компонент – этиленгликоль, пропиленгликоль или глицерин. Эта незамерзающая жидкость для системы отопления дома имеет высокий коэффициент вязкости, что и приводит к желаемому эффекту;
  • Присадки. Именно благодаря им незамерзающая жидкость для водяного отопления не пенится, и при повышении температуры не образует кристаллический осадок.

Проблема самостоятельного изготовления подобного состава заключается в правильном подборе последнего компонента. Все производители не разглашают полный перечень компонентов. Но даже зная как сделать правильный состав, в домашних условиях это сделать невозможно – для этого понадобится специальное оборудование и соблюдение технологии изготовления.

Как самому сделать незамерзающую жидкость для отопления, и к каким последствиям может привести ее применение?

  • Повышение уровня пены во время нагрева теплоносителя повлечет за собой быстрое образование осадка на стенках труб и радиаторов;
  • Уменьшение теплоотдачи самодельной незамерзающей жидкости. Это станет причиной существенного снижения КПД отопления;
  • Изготовленная незамерзающая жидкость для отопления своими руками может негативно воздействовать на стальные элементы системы из-за большого содержания кислорода. Ускорятся процессы коррозии.

Любая незамерзающая жидкость для печного отопления или твердотопливного котла не должны стать причиной появления этих нежелательных эффектов. Поэтому для сохранения безопасности системы рекомендуется использовать только качественную незамерзающую жидкость для водяного отопления от надежного производителя.

Перед применением антифриза следует ознакомиться не только с его составом и рекомендациями по применению, но и тщательно изучить инструкцию котла отопления. В ней должны быть указаны типы теплоносителя, которые можно заливать.

Для чего следует менять

Охлаждающая жидкость нужна для контроля температуры двигателя. При работе мотора происходит сгорание топлива. В этом случае внутри цилиндров обнаруживается высокая температура. В итоге тепловая энергия нагревает металлические элементы двигателя – это поршни, ГБЦ, цилиндры.

Благодаря продуманной системе охлаждения жидкость собирает тепло и переносит его к радиатору. Помимо основной функции контроля тепла и отдачи его от двигателя к радиатору, ОЖ имеет дополнительные функции. Жидкость предназначается также для смазки водяного насоса мотора. Срок замены ОЖ составляет примерно 50 000 км. По достижении данного срока тосол теряет свойства отдачи тепла.

Помимо этого, в ОЖ начинают появляться загрязняющие вещества, которые перетекают по всей системе охлаждения. Если не произвести своевременную замену охлаждающей жидкости, то грязь начнет забивать водяные каналы двигателя, что впоследствии приведет к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.

Периодичность замены

Многие автомеханики советуют проводить замену антифриза каждые 50 тысяч километров или раз в два года. Впрочем, это относится к тосолу и антифризу класса G11. За счёт улучшенной формулы, срок «жизни» охлаждающих жидкостей класса G12 и G13 составляет от 100 до 200 тысяч километров. Срок службы ОЖ зависит от состояния антикоррозийных добавок. При разложении антикоррозийных присадок на базовые элементы, двигатель, радиатор и элементы системы охлаждения подвергаются электролитной коррозии. В определённых случаях, охлаждающая жидкость может испортиться гораздо раньше положенного срока. Поэтому важно регулярно проводить диагностику ОЖ.

Проверить состояние антифриза можно с помощью универсального набора для контроля состава охлаждающей жидкости. Помимо этого, можно попытаться определить состояние жидкости на глаз. Мутная охлаждающая жидкость белого цвета указывает на то, что он потерял полезные свойства. Жидкость рыжего оттенка указывает на наличие в нём ржавчины. Если же в ОЖ есть плотные образования, хлопья и пена, необходимо немедленно заменить жидкость и провести диагностику системы охлаждения.

Это интересно: Сколько сезонов можно проездить на одном комплекте шин — срок годности резины авто

Виды незамерзающей жидкости для отопления

Определившись, что незамерзающие теплоносители для системы отопления должны быть только заводского качества – можно приступать к выбору определенного состава. Он должен быть адаптирован к определенной схеме теплоснабжения, а его эксплуатационные показатели не могут ухудшать параметры системы.

Перед тем как залить в систему отопления незамерзающую жидкость нужно узнать – не будет ли она негативно воздействовать на компоненты теплоснабжения. Для этого следует ознакомиться с инструкцией по применению, которая обязательно должна прилагаться. Также важно обращать внимание на основной компонент жидкости незамерзающей для котлов отопления. От этого зависит не только состояние компонентов теплоснабжения, но и условия эксплуатации:

  • Этиленгликоль. Характеризуется высокой токсичностью. Поэтому может быть применен только в замкнутых схемах. Могут возникнуть сложности при заливке в систему отопления этого типа намерзающей жидкости. В парообразном состоянии опасен для здоровья человека;
  • Пропиленгликоль. Фактически является пищевой добавкой, поэтому допускается применение как в открытой, так и в закрытой системах отопления. В отличие от этиленгликоля температура кристаллизации на уровне +80°С, что дает возможность использовать ее для работы твердотопливных высокотемпературных котлах. Единственный недостаток – высокая стоимость;
  • Глицерин. Наиболее популярный вид незамерзающей жидкости для печного отопления. Его эксплуатационные качества несколько ниже, чем у пропиленгликоля. Однако наряду с этим стоимость глицериновых антифризов на порядок меньше. К недостаткам можно отнести большую текучесть. Это может отразиться на герметичности трубопроводов. Выход – замена резиновых прокладок на паронитовые.

В настоящее время применение незамерзающая жидкость для системы отопления дома на основе глицерина является оптимальным вариантом.

Отличия между тосолом и антифризом по рабочим качествам

Тосол по своим рабочим характеристикам отличается от антифриза: стоит помнить, что старый советский хладагент сделан по устаревшему рецепту и достаточно быстро утрачивает свои характеристики при достижении мотором высоких температур. Также советский хладагент не способен служить полноценной заменой антифризу и не в состоянии защитить мотор автомобиля при достижении им значения температуры в 100 градусов.

Важно учитывать: если вы планируете делать замену антифриза в своей иномарке, то помните, что цвет поможет в выборе нужной смеси для мотора и в целом может являться лучшим отличительным признаком компании, занимающейся разработкой и изготовлением хладагентов для мотора.

  • Антифриз по своей общей консистенции слегка жидковат в сравнении с тем же тосолом и поэтому походит на воду.
  • Как отличить один хладагент от второго? Чтобы можно было более точно узнать, что вы приобрели для машины и обезопасить свой мотор от подделки и возможных поломок в процессе эксплуатации авто — постарайтесь обратить внимание на размер тары, в которой собственно храниться смесь в виде хладагента. Например, многие компании с определенной репутацией стараются ей дорожить и наносят на канистры определенный тип обозначений с вдавленными литерами и многоступенчатой этикеткой.

Важно учитывать при покупке антифриза: перед заменой важно точно удостовериться в его подлинности — для этого смотрите на этикетку. Если вы приобрели в магазине концентрат хладагента, перед его использованием.

  • Чтобы можно было дольше сохранить механизм системы охлаждения, не стоит перемешивать антифризы между собой. Даже если они одного цвета(про цвета говорилось выше в статье). Однако, если сильно хочется, можно самолично проверить хладагенты.
  • В отдельном тазу или ведре перемешайте хладагенты разных серий и посмотрите на результат. Если появился определенный хлопьевидный садок, то составы точно не стоит использовать.
  • Присадки в антифризах способны уберечь мотор от повреждений и спасти его от замерзания, кроме того многократные проверки доказали все это на практике.
  • Работая в огромном диапазоне температур, охлаждающие антифризы прекрасно подходят для огромного ряда марок автомашин, что и делает их более универсальными.
  • Перед заменой важно учитывать, что антифриз обладает слабым порогом замерзания и достаточным порогом для закипания, в сравнении с тем же советским хладагентом.
  • Из этого можно сделать закономерный вывод, что свои характеристики антифриз способен надежно сохранять в рамках до +50.
  • К остальным плюсам антифриза можно отнести его противокоррозийные качества. Это дает возможность удерживать подходящий температурный коридор для работы мотора.

Все основные нюансы обговорены. Далее попытаемся выяснить — как стоит менять антифриз своими силами.

Антифриз стоит заменять только и лишь при холодном моторе и делать это лучше в помещении. Хотя можно делать это и на улице. Проводить основные действия по замене на горячем моторе достаточно рискованно и может привести к неприятным последствиям, поскольку средняя температура может доходить до показателя 100 градусов.

Для замены хладагента стоит отыскать крышку в радиаторе и снять ее, потом найти сливную пробку для работы радиатора и вскрыть ее, заранее вставьте под нее тазик или небольшой ведерко. Туда стоит вылить всю старую охлаждающую смесь из радиаторного отсека. Далее мы выбрасываем хладагент и проверяем внутреннюю систему на предмет каких-либо повреждений или поломок. Если имеются неисправности в системе охлаждения — стоит при необходимости ее починить.

  1. Перед тем как можно будет доливать антифриз в автомобиль — всю систему стоит прочистить и вымыть с помощью тряпки. Делается этого для того, чтобы убрать ржавчину и грязевые остатки, с которыми не в состоянии совладать обычная вода.
  2. Для промывки системы охлаждения изнутри обычно применяют особые средства из автомобильного магазина. Необходимо добавить эти средства (хотя многое зависит от типа средства) в дистиллированную либо в профильтрованную воду и залить в бак. При этом вы защелкиваете все открытые горловины.
  3. Что делаем дальше? Следующая ступень— стоит включить мотор и выждать определенное время пока он работает на холостых оборотах. Ждем нагрева мотора до определенного значения.
  4. После всех перечисленных действий стоит «отключить» двигатель и подождать пока тот остынет, в конце концов вылить грязную жидкость.
  5. Дайте своему мотору потерять температуру и слейте оттуда всю воду до залива нового хладагента. После всех названных выше шагов стоит спокойно заливать новый антифриз. Потом стоит «включить» мотор и включить внутреннее отопление внутри автомобиля на самое большое значение.
  6. После недели езды загляните под капот и посмотрите на каком уровне находится антифриз и при необходимости можете долить туда нужное количество до условного обозначения.
  7. Для проведения плановой замены рабочего хладагента в своей машине, стоит в идеальном случае менять старый хладагент на самый качественный и дорогостоящий — лучше проводить замену антифриза на оригинальный, который был использован на заводе.

Но возникает резонный вопрос — как это можно наверняка понять и где найти в магазине подобный антифриз?

Руководитесь советами и подсказками производителя, который был указан в инструкции к автомобилю.

Если разновидность применяемой охлаждающей смеси у вас узнать не получилось, в таком случае нужно приобретать только антифриз с обозначением G12 — он считается наиболее качественным и в то же время универсален.

Как правильно разводить концентрат антифриза: пропорции

Всем привет! Если на машине установлен двигатель внутреннего сгорания, антифриз будет просто незаменимым для его нормальной и эффективной работы. При этом жидкость охлаждения ДВС требует периодической замены. Тут возникает вопрос о том, как разводить концентрат антифриза и какие пропорции при этом правильно соблюдать.

Вы наверняка знаете, что в продаже есть уже полностью готовые к применению смеси. Это те же концентраты, предварительно разведенные изготовителей с определенным соотношением компонентов. Вместе с разведенным средством продается и концентрат. Многие не замечают разницы и заливают эту жидкость в систему.

Скажу сразу, что обязательно перед покупкой и заливкой следует читать инструкции и состав. Если видите слово концентрат, вам потребуется подготовить состав перед его попаданием в систему охлаждения.

Как развести антифриз

Вам понадобится

Инструкция

Основой для производства тосола служит этиленгликоль. Водный раствор указанного химического вещества с водой в равных пропорциях не уступает по морозоустойчивости неразбавленной жидкости (в пределах минус 40 градусов). Что касается антикоррозионных свойств, то разбавленный этиленгликоль при нагревании до двухсот крат агрессивнее к металлам, чем простая вода. Чтобы максимально снизить активность «Тосола», в него добавляют различные присадки (ингибиторы коррозии). Именно по разнице добавляемых в «Тосол» и антифризы зарубежного производства химических ингибиторов в виде присадок и отличаются отечественные и импортные незамерзающие жидкости, которые смешивать категорически запрещено. В противном случае за одну зиму можно нанести такой урон машине, который потребует замены радиаторов охлаждения и отопителя, водяного насоса, а иногда и головки блока цилиндров двигателя.

Еще необходимо подчеркнуть следующее: российский «Тосол А40» представляет собой водный раствор этиленгликоля в соотношении 45:53:2. (45 — дистиллят, 53 – этиленгликоль, 2 – присадки).

Благодаря присадкам (ингибиторам коррозии) водяная рубашка, в которой циркулирует «Тосол» покрывается защитной пленкой, сохраняющей поверхность от разъедания, и добавление любого количества дистиллята к нему противопоказано, вопреки широко распространенному мнению о возможности подобного смешивания. Если не хотите повредить систему охлаждения двигателя, то никогда не делайте ничего похожего.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, в систему охлаждения автомобилей, заправленных антифризом отечественного производства, добавлять можно только «Тосол А40» или его аналоги. Доливается он, как правило, по верхнюю метку расширительного бачка.

Зачем концентрат разбавляется

Сразу отвечу на один популярный вопрос. Касается он того, можно ли заливать концентрированную жидкость, не разбавляя ее предварительно. Нет, этого делать категорически нельзя, поскольку последствия могут оказаться крайне печальными. Едкий состав может вывести из строя компоненты системы охлаждения.

Разберемся с самим антифризом. Задача ОЖ заключается в том, чтобы постоянно обеспечивать стабильную рабочую температуру двигателя. В зависимости от самого мотора, нормальной температурой для него может быть от 90 до 110 градусов Цельсия. Некоторые греются еще сильнее, что вполне нормально для определенных ДВС. Если параметры температуры выйдут за рамки этих пределов, произойдет перегрев со всеми вытекающими негативными последствиями. В машине не только срывает крышку расширительного бачка , но и происходят разного рода другие разрушительные процессы. Может пострадать и водяной насос .

Как появился антифриз?

Первоначально системы охлаждения транспортных средств были воздушными. Однако люди быстро поняли всю ненадежность и малую эффективность такого способа. Так появились системы охлаждения жидкостные. Достаточно долгое время в нее заливалась обычная вода, но это тоже мало кого устраивало.

Дело в том, что вода закипает уже при 100 градусах Цельсия, замерзает даже при небольшом минусе. Превратившись в лед, она расширяется, увеличивается в объеме, что приводит к разрывам патрубков и шлангов, к другим поломкам и выходу двигателя из строя.

Поэтому ученые разработали антифриз – специальную охлаждающую жидкость, обладающую гораздо большим температурным диапазоном, чем вода, не расширяющуюся при замерзании и с другими полезными функциями. В современные ОЖ добавляются антикоррозийные, антипенные и другие присадки, которые еще и защищают систему охлаждения.

Что использовать для разбавки

Каждый сам для себя решает, использовать ему концентрат или готовый состав. В пользу второго варианта говорит удобство его применения. Обязательно держите в машине канистру с ОЖ. Дефицит, загрязнение и просто потеря свой охлаждайки может стать одной из причин перегрева двигателя . Последствия могут быть непредсказуемыми, но наверняка дорогими в устранении.

Если вы выбрали концентрат, обязательно определитесь с производителем и его типом. Существуют составы с маркировкой G11, G12, G13, состав может быть зеленый или красный. Чтобы не повторяться, предлагаю вам прочитать наш материал о смешивании антифриза , где вы получите ответы на все интересующие вас вопросы. Пока же поговорим про не менее значимый момент, который касается приготовления готовой жидкости охлаждения на основе концентрированного состава. Ведь уже столько было сказано о разбавке, но чем именно нужно разбавлять, пока никто и не ответил.

Антифриз является жидкостью, которая одновременно не дает двигателю перегреться, охлаждая его, и поддерживает его в чистоте, защищает от присадок, ржавчины, осадка и прочих видов загрязнений, включая коррозию.

Некоторые разбавляют концентрат с помощью водопроводной воды. Это категорически неправильно, поскольку в такой воде содержится хлор, магний, кальций и прочие компоненты, опасные для воды. Они забивают внутренние каналы системы охлаждения, снижают эффективность ее работы, провоцируют процессы образования ржавчины и пр.

Разбавлять концентрат можно исключительно очищенной дистиллированной водой.

Особенность этой воды в отсутствии вредных примесей. Только не бегите за ней в аптеку. В автомагазинах продаются канистры разного объема за небольшие деньги. Жена подсказывает, что такую же воду полезно использовать для утюгов, поскольку она предотвращает появление накипи.

Обычно изготовитель сам указывает, как и в каких пропорциях выполняется разбавка с использованием строго дистиллированной воды. На этикетке присутствует таблица с указанием всех параметров.

Но бывает так, что в инструкции ничего нет, она стерлась или затерялась. Тогда можно отталкиваться от следующих рекомендаций. Я буду указывать диапазон температур от порога замерзания до порога закипания, и пропорции воды и концентрата, которые при этом нужно использовать:

  • от -7 до +100 градусов Цельсия — 87 на 13% (воды и ОЖ соответственно);
  • от -15 до +100 — 75 на 25%
  • от -40-45 до 130-140 градусов — 50×50%;
  • от -50-60 до +150-160 градусов — 40×60% (концентрата больше, чем воды);
  • от -70 до +170 градусов — 25×75%.

В этом случае не действует принцип, при котором большее количество воды делает температуру замерзания ниже.

При разбавке обязательно используйте эти пропорции и не нарушайте рекомендации производителя. Залив много воды, свойства ОЖ потеряются. Слишком концентрированная жидкость также способна навредить системе и мотору.

Тосол – рушим мифы, вносим ясность и узнаем все об этом составе + видео

«Старая гвардия» автомобилистов хорошо знает, для чего нужен тосол, и чем он отличается от импортного антифриза, а вот более молодому поколению будет любопытно узнать об этой охлаждающей жидкости. Кроме этих вопросов также рассмотрим правила его замены.

Данный продукт – это жидкость, которая циркулирует в охлаждающей системе. Он же является одной из разновидностей антифриза на основе этиленгликоля, но только отечественного производства. Главные его задачи заключаются в охлаждении двигателя при тёплой погоде и исключении замерзания рабочей жидкости зимой, а также в защите внутренней ёмкости от коррозии.

В зависимости от маркировки будет различаться состав тосола, плотность и, соответственно, его свойства. В классификации используются следующие индексы: А, М, К, 30, 40, 65. Буквы обозначают тип и расшифровываются соответственно – автомобильный, модернизированный и концентрат. Цифры – это температура замерзания данной модели отечественного антифриза. Ещё в маркировках могут содержаться буквы-сокращения от названий предприятий-изготовителей.

С температурой замерзания ниже 65 градусов по Цельсию охлаждающих жидкостей не бывает, а обеспечивает разные условия кристаллизации именно концентрация такого вещества, как этиленгликоль. Помимо него, в состав любого, даже отечественного антифриза входит набор присадок, обычно около 8–15, их целью является защита от коррозии все патрубков и узлов системы.

Тосол – технические характеристики и правила покупки

Оказавшись у прилавка в автомагазине, большинство недоумевают, тосол какого цвета лучше, потому что они не были готовы к такому разнообразию. Ответ не так сложен! Ни на какие качественные характеристики этот параметр не влияет, это всего лишь краситель, добавляемый производителем. Главное его назначение – это отличие марок и условие возможности их смешивания, например, в модели «40» часто жидкость голубая, а «65» – красная. Ещё он применяется для безопасности, так как без красителя антифриз имеет прозрачно белый цвет.

Температура закипания тосола обычно лежит в пределах 104–112 градусов Цельсия, что касается импортных производителей антифриза, то она доходит до 120–130. При покупке одним из способов проверки качества является измерение плотности, хорошим показателем является предел от 1.060 до 1.090 г/см3. Перед походом в магазин нужно определить, какая марка охлаждающей жидкости находится в вашем автомобиле, а для этого следует обратиться к руководству по эксплуатации. Там же можно найти и правила применения.

Обычно состав рассчитан на 3 года использования или примерно на 80 тысяч километров пробега. Также не стоит тратить деньги на дешёвую жидкость кустарного производства, выбирайте знакомые логотипы на упаковке.

Заменим охлаждающую жидкость самостоятельно

Несмотря на многочисленные предостережения, тосол и антифриз можно смешивать, но нужно учитывать кое-какие детали. Лучше всего, если жидкости будут одного цвета и от одного производителя, можно также сливать разные цвета, правда, тут вероятность успеха мала, но все же есть. Итак, нужно смешать их вместе и подождать некоторое время. Если в новой смеси появился осадок, тогда вы рискуете испортить систему, а если его нет, можно заливать все это в бачок.

Появление осадка – сигнал, что составы несовместимы, и их смесь может обладать опасными свойствами для вашего автомобиля. Теперь о самом процессе замены. Ни в коем случае нельзя открывать крышку радиатора, когда двигатель горячий. Поставьте свой автомобиль в таком месте, где нет уклона, это обеспечит 100-процентный слив отработанной жидкости. Чтобы удалить старый состав, нужно кроме верхней открутить также и нижнюю крышку на радиаторе. Не забудьте предварительно поставить под неё достаточную ёмкость для отходов.

После промывки всей охлаждающей системы и плотного завинчивания нижней выпускной пробки происходит долгожданная замена, куда заливают тосол в этом случае, догадаться несложно – это верхнее отверстие. Наполняем систему жидкостью максимально, после чего герметизируем. Для этого заводим автомобиль и следим за температурным датчиком, он должен показывать норму, после этого доливаем состав ещё раз доверху, и процесс завершён. После всех проведённых операций важно некоторое время последить за нагревом двигателя, он не должен превышать допустимых значений.

Ведущие производители

Порой принципиально важно, какой у вас автомобиль, Тойота, Форд, Вольво, Рено или машина другой марки. Каждый производитель использует систему охлаждения с определенными параметрами и узлами, адаптированными под работу с конкретным типом ОЖ.

Прежде чем покупать жидкость, загляните в руководство по эксплуатации. Что же касается популярных и известных концентратов, то к их числу стоит отнести такие смеси:

Использовать Кастрол или тот же Тотал, решать вам. Главное, чтобы состав подходил к вашему двигателю. Это учтите обязательно.

Выбор жидкости для системы охлаждения осуществляется исходя из условий эксплуатации и рекомендаций производителя именно мотора, а не ОЖ.

Подписывайтесь на наш сайт, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте своим друзьям о нашем проекте!

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Менять или доливать

Если срок годности антифриза еще не прошел, внешний вид не изменился, а уровень в бачке опустился, то появляется вопрос: «долить антифриз или заменить на новый?». Разбирая этот вопрос, стоит упомянуть, что антифриз состоит из воды и спирта, что делает этот продукт испаряемым.

Небольшое количество антифриза может уходить из системы, тогда можно долить антифриз до отметки, желательно такой же или аналогичный по составу и классу.

Смешивание несовместимых классов ОЖ – например, силикатного с карбоксилатным, способно убить все полезные свойства этих продуктов. Зачастую в этой смеси образуются хлопья, осадок, также она может сильно загустеть. Поэтому смешивать и доливать можно только охлаждающие жидкости одного класса.

Если расход жидкости был большим, то следует обратиться на СТО для диагностики системы охлаждения и полной замены антифриза.

Это интересно: Где находятся предохранители Тойота Королла 150: схема блоков в салоне

Идея подогрева антифриза для авто на дизеле: основные положения и нюансы

Суть решения

Современные дизели отличаются тем, что в них реализован подогрев антифриза свечами накала в определенном температурном диапазоне. Основная цель – продлить ресурс сажевого фильтра. На холодную топливо не полностью сгорает и образуется сажа, оседающая на сотах фильтрующего элемента. По мере прогрева ее концентрация в выхлопных газах уменьшается.

Конструктивно идея представлена в виде металлического блока, в который ввинчиваются специальные свечи накала. Корпус является составляющей системы охлаждения – через его внутреннюю полость циркулирует «охлаждайка». Чаще всего сборочная единица интегрируется в ГБЦ.

Свечки активны не всегда: в ЭБУ прописана предельная температура ОЖ, ниже которой подогреватель вступает в работу. Система функционирует в полностью автоматическом режиме – при достижении верхнего термопредела (60-75°C) нагреватель деактивируется.

Требования

Сразу же оговорим – не стоит расценивать установку как предпусковой подогрев охлаждающей жидкости. Это не Webasto или Eberspächer! Приспособление функционирует исключительно на запущенном двигателе – жидкость должна циркулировать через внутренний канал.

Исходя из особенностей работы заводского догревателя ОЖ, можно сформировать список требований, которые должны быть выполнены при сборке и установке самодельного изделия:

  • Включение должно происходить после пуска мотора.
  • Автоматическое управление осуществляется термодатчиком, который размыкает цепь питания по достижении 60-75°C и подает ток на свечки при температуре менее 60-75°C.
  • Дублирующий ручной канал выбора режима работы.

Подготовка системы охлаждения

Перед тем как заливать антифриз из концентрата необходимо подготовить систему охлаждения. Процесс включает в себя:

  • промывку охладительной системы и котла пускового нагревателя;
  • проверку герметичности охладительной и отопительной системы, при обнаружении повреждений – их устранение;
  • проверку работоспособности элементов термостата, состояния и действия привода, отвечающего за жалюзи радиатора;
  • слив старого антифриза;
  • залив нового антифриза в систему;
  • проверку работы системы охлаждения.

Самодельный подогрев антифриза в системе охлаждения свечами накала: основы конструирования

Основные конструктивные элементы подогревателя – блок и свечки. Электрическую часть представляют провода крупного сечения, термореле (термодатчик), предохранитель и электрореле, рассчитанные на большой ток. Основные сложности сопряжены с изготовлением корпуса для размещения нагревателей.

Компоненты

Конструируя подогрев антифриза для дизеля своими руками, особое внимание стоит обратить на количество свечей: два-три нагревателя вполне достаточно. Излишнее увеличение числа генерирующих тепло компонентов чревато – каждая свечка обладает мощностью порядка 200-250 Вт и потребляет немалый ток.

Фирменные корпуса подогревателей есть как на разборках, так и в розничной продаже. Один из вариантов – VAG 028 121 145B на три свечи. Цена – порядка 2 000 рублей. В дополнение к данному изделию рекомендуется приобретать уплотнительную резинку VAG 037 121 687. Альтернатива – поискать на разборках:

  • JP GROUP 114505200.
  • TRICLO 463201.
  • Vaico V10-0962.
  • MALO 116092.
  • Renault 8200012119.
  • Hyundai/Kia 97341-26100.

ВАГовский блок ориентирован на одностороннее подведение коммуникаций. Исправить этот момент поможет установка пластикового ответного фланца. Его каталожный номер – VAG 026 121 144E. Стоимость – около 500 рублей. Альтернативные детали:

  • VIKA 14253 (металлический – 250 рублей).
  • DELLO 301210144026E (пластиковый – 50 рублей).
  • VAICO V100270 (пластик – 80 рублей).
  • JP GROUP 1114500600 (пластиковый – 50 рублей).
  • VAG 0261211452 (металлический – 750 рублей).

Для систем с автоматическим контролем можно было бы рассмотреть разветвитель под термодатчик VAG 028 121 144N. Но использовать не рекомендуется – сенсор быстро нагревается от корпуса свечей накала и отключает аппаратуру раньше времени. Лучше встроить автономный тройник VAG 4A0 819 497.

Электрические комплектующие

Оптимальное реле температуры для проектируемой системы VAG 251 919 369В. Точка разрывания цепи – 60°C. Ленточная конструкция проводника, рассчитанная на 100А, вполне сойдет на роль предохранителя силовой цепи: VAG N10 525 506 либо N10 424 905.

При выборе свечей накала для самодельного подогрева антифриза необходимо руководствоваться параметрами оригинала N10 302 102:

  1. Резьба – М12х1,25 мм.
  2. Монтажная глубина – 21 мм.
  3. Напряжение – 11,5 В.

  • SWAG 30915956.
  • FEBI 19223.
  • Bosch 0 250 201 032.

Сечение силовой проводки – не менее 4 мм2. Для формирования цепи питания понадобятся четырехконтактное реле стартера с расчетным током около 70А, кнопка, диод, информирующий о включении системы подогрева, управляющее реле на 30А (четыре контакта). Страхующая часть состоит из двух предохранителей номиналом 100А и 30А.

По ходу дооснащения дизельного двигателя догревателем антифриза важно не отступать от основной идеи – улучшения теплоотдачи штатной печки. Исходя из этого, логичным будет установить собранный с фланцем корпус неподалеку от радиатора печи. Встроить в патрубок, идущий к теплообменнику – оптимальное решение. Датчик температуры лучше интегрировать в шланг, выходящий из салонного радиатора.

Подключение

Электрическая схема представлена на рисунке. Все требования техники подключения выполнены:

  • Управляющий сигнал на второе реле подает генератор (вывод D+). Передача осуществляется при включенном тумблере – лампа загорается только на работающем двигателе.
  • Цепи защищены предохранителями.
  • Контакты исполняющего реле рассчитаны на большой ток.

При подключении схемы важно вычислить суммарную нагрузку на генератор. Полученный ток не должен превышать номинальное значение, выдаваемое «геной» на холостых. В случае несоблюдения условия генератор подлежит замене на более мощную модель, иначе в питании будет участвовать батарея. При нормальном положении дел просадка напряжения после включения подогревателя не превышает 0,6-0,7 В.

Самодельный подогрев антифриза для автомобиля на дизеле преследует целью ускорить прогрев двигателя и салона. Суть его работы – свечи накаливания греют ОЖ при включенном моторе в определенном температурном диапазоне. Установку легко собрать самостоятельно на базе комплектующих от VAG.

Подогреватель врезается на вход в салонный радиатор, термодатчик – на выход отопителя. По монтажу исполняющего оборудования особых замечаний нет. По части подключения электропроводки единственное предупреждение – не перепутать местами реле на 30А и 70А.

Отопление гаража на тосоле своими руками

Типовой гараж

Всё лето занимался приведением в порядок гаража. Что сделано, возможно, напишу позже. А пока расскажу только про отопление.

Когда обдумывал, какое же отопление сделать в гараже, вариант со всякими печами (на дровах, отработке, угле и прочее) отмёл сразу, ибо не люблю грязь и запах дыма в гараже. Тем более, только что всё побелил и покрасил. Поэтому решил прорабатывать вариант с водяным электрическим отоплением. Раньше, когда надо было поработать в гараже зимой, пользовался ветродуйкой 3кВт (её видно на одном из фото). Теперь же решил сделать водяное отопление, чтобы оно работало постоянно, и чтобы не надо было следить за его работой. Кроме этого хотелось сделать эстетично.

Итак, после того, как окончательно решен конструктив, была куплена прямоугольная труба сечением 60Х80 с толщиной стенки 2мм в количестве 6м. Из нее был изготовлен регистр по размерам задней стены гаража.

Общий вид регистра

Небольшое лирическое отступление о том, почему была выбрана именно задняя стена гаража. Тому есть пара причин. Во-первых, гараж несколько узковат. Когда машина в гараже, нельзя даже двери автомобиля открыть полностью, я уж не говорю о том, чтобы что-то ставить у боковых стен. Поэтому устанавливать на них батареи (трубы, радиаторы и т.д.) вообще не вариант. Во-вторых, хотелось немного облегчить ситуацию с задней стеной. Задняя стена выходит на улицу, поэтому зимой немного промерзает. От этого на ней бурным цветом растет грибок, который ничем не могу вывести. Летом пробовал её отштукатурить и покрасить, но всё слезло. Поэтому и выглядит она на фото так, мягко скажем, непрезентабельно. В-общем, это моя «головная боль», которая портит жизнь. Чтобы она меньше промерзала, на нее и решил установить регистр.

Идём далее. Труба прямоугольного сечения была выбрана по причине большей, по сравнению с круглой, площади греющей поверхности. Труба поставлена большим размером вертикально для того, чтобы минимально закрывать лаз в погреб.

К регистру приварены ножки и упоры, которые крепятся анкерными болтами (ножки к полу, упоры к стене). Сделано это для того, чтобы регистр не нагружал стену, но при этом был на ней закреплен намертво.

ТЭН стандартный, аристоновский, 1400Вт, с терморегулятором. Нижнюю трубу укоротил так, чтобы его можно было вынуть, не демонтируя сам регистр со стены. ТЭН подключил подходящим отрезком гибкого резинового кабеля 3х2,5 к автомату, установленному в щитке, который предусмотрительно был установлен ранее.

Место установки ТЭНа

Никогда ранее не имел дела с этиленгликолем, но знаю, что он имеет приличное тепловое расширение. Поэтому в верхнюю трубу был вварен штуцер, установлен кран и через резиновый шланг подходящего сечения подключен расширительный бачок от «копейки». Сейчас я думаю, что кран здесь не очень-то и нужен, но не снимать же его. Горловина расширительного бачка закрыта крышкой, чтобы минимизировать испарения теплоносителя (тут кто-то сказал, что он ядовит). В качестве её использовал крышку от жестяной канистры из-под масла. Встала, как будто тут всегда и была.

Как сделать хорошую незамерзайку в домашних условиях

от

Как сделать хорошую незамерзайку для машины в домашних условиях? Можно ли сделать ее из спирта, водки, уксуса и других подручных средств? Какие рецепты существуют и в каких пропорциях смешивать ингредиенты, чтобы стеклоомывайка не замерзала на морозе? И есть ли смысл самому делать дома незамерзайку на продажу? Обо всем этом в нашей статье.

Сегодня в продаже много всяких незамерзаек. Разных видов, цветов и запахов. Соответственно, качество тоже разное. И при этом цены вполне приемлемые. Не понравилась одна, – можно в ближайшем магазине купить другую. Однако, несмотря на широкий выбор и доступность омывайки, русские Кулибины все время пытаются изобрести что-то свое.

В Сети много рецептов, как можно сделать качественную незамерзайку для авто в домашних условиях: из спирта, водки, уксуса, стеклоочистителя, даже из самогона. Рассказывается, в каких пропорциях все это смешать, чтобы сделать хорошую незамерзайку своими руками.

По большому счету овчинка выделки не стоит. Проще купить, чем возиться с мензурками. Но давайте представим, что другого пути нет. Например, средь зимы вы вдруг оказались на краю света и купить автохимию просто негде, а свою вы уже использовали. Тогда вам придется сделать незамерзайку из подручных средств.

Ограничения по применению антифриза в теплоснабжении

Несмотря на все свои положительные стороны не каждая жидкость незамерзающая подойдет для котлов отопления. Неправильное использование может привести к постепенному разрушению теплообменника и быстрому выходу из строя дорогого оборудования.

Помимо этого есть ряд других ограничений, которые нужно учитывать при использовании незамерзающего теплоносителя отопительных систем:

  • Многие модели двухконтурных котлов не предназначены для антифриза. Он может попасть в систему ГВС, что является нежелательным фактором;
  • Незамерзающая жидкость негативно воздействует на оцинкованную поверхность. Происходит быстрое разрушение защитного слоя и как следствие – выход элемента отопления из строя;
  • Так как вязкость у антифриза намного выше, чем у воды – нужно доукомплектовать отопление мощными циркуляционными насосами. Чем ниже критический уровень температуры замерзания – тем большая производительность должна быть у насосов;
  • Замену антифриза следует выполнять четко по рекомендации производителя. Он со временем теряет свои свойства, что напрямую сказывается на эксплуатационных показателях системы отопления.

Концентрат незамерзающей жидкости разбавляется только дистиллированной водой. Обыкновенная проточная для этого непригодна – большое количество сторонних элементов может вызвать нежелательную химическую реакцию.

В видеоматериале подробно рассказывается о параметрах выбора антифриза для систем теплоснабжения:

Как создать вышеперечисленные элементы вне завода/фабрики

самый дешевый,распространённый и до сих пор используемый антифриз- вода.любая.

у солдата вечность впереди, ты её со старостью не путай

убираешь термостат утепляешь радиатор антифриз готов.

зачем утеплять когда надо наоборот охлаждать?

если зима перехватит в радиаторе .посмотри на грузовики зимой морда закрыта

Как сделать незамерзайку: главные моменты

Какой бы состав вы ни приготовили, он должен:

  • очищать ветровое стекло от грязи и льда;
  • оставаться жидким при отрицательных температурах;
  • быть безопасным как для человека, так и для деталей машины.

Все, пожалуй, больше от омывайки ничего не требуется.

Как правило, в основу незамерзающей жидкости входят обычная дистиллированная вода, спирт и кое-какие добавки для отдушки, окраски и улучшения очищающих свойств. Из спиртов на производстве применяют метиловый, этиловый и изопропиловый.

Что это

, а также одноатомные спирты и другие вещества, которые изготовлены на основе воды. Иногда добавляются еще ароматизаторы. Отметим, что в домашних условиях сделать тосол довольно легко. Как именно? Читайте дальше!

Незамерзайка из водки

Водка есть почти в каждом доме, поэтому чтобы сделать из нее незамерзайку, надо взять:

  • 0,5 литра водки;
  • 0,5 литра чистой воды;
  • 2 ч. л. средства для мытья посуды (например, Fairy).

Если вам непременно хочется красивую омывайку, подсыпьте в раствор совсем немного синьки или марганцовки.

Раствор совершенно безопасен для человека и механизмов. Такая незамерзайка годится для температур выше –15 градусов. В мороз разбавлять водку водой не надо. Вот только если температура за окном ниже – 30 градусов, то и чистая водка не спасет, она просто замерзнет.

Описание процесса

Наверное, вас удивит, что в составе самодельного тосола имеется спирт. Ведь понятно, что, например, при отрицательной температуре на лобовом стекле спирт испарится, останется только вода, которая сама по себе быстро замерзнет. Но, тут спасает все этиленгликоль. Он уменьшает летучее свойство раствора, поэтому спирт не успевает испариться.

Зачастую для приготовления раствора используется соотношение один к двум, то есть берется одна часть спирта и две воды.

Это соотношение можно менять, если температура опускается намного ниже нуля. При температуре воздуха минус пять градусов на пятилитровую канистру необходимо 0,6 литра спирта, при минус десять – один литр, при минус пятнадцать – 1,25 литра, при минус двадцать – 1,65 литра, при минус двадцать пять – два литра, при минус тридцать – 2,5.

Обращаем ваше внимание на то, что этиленгликоль, как и антифриз, в составе которого он есть, – ядовит. Если вы очень опасаетесь за свое здоровье, замените этиленгликоль на пропиленгликоль. Он намного дороже, но, зато не имеет ядовитых свойств.

При желании в самодельный тосол можно добавить натуральный ароматизатор

. Он уберет спиртовой запах. Можно использовать, например, эфирное масло. Добавив его десять капель, вы избавите канистру антифриза от нежелательного запаха. Также отметим, что усилить очищающие свойства жидкости можно, просто добавив в нее столовую ложку порошка для стирки. Если вы будете придерживаться всех выше изложенных рекомендаций, то у вас получится тосол своими руками ничуть не хуже фабричного.

На полках автомобильных магазинов огромный выбор как готовых охлаждающих жидкостей, так и концентратов. Неопытные автовладельцы не замечают разницы и совершают грубую ошибку, заливая в мотор концентрированный антифриз. А это может привести к нежелательным последствиям, особенно в зимнее время.

Незамерзайка из этилового спирта

Чем крепче водно-спиртовой раствор, тем устойчивее он к морозу. Базовая крепость спирта – 96% +/- 2%. Вот таблица, показывающая, в каком соотношении нужно смешать воду и спирт, чтобы в домашних условиях сделать из них незамерзайку для различных погодных условий:

В домашних условиях в раствор также можно добавить немного эфирного масла для запаха и столовую ложку стирального порошка для повышения очищающих свойств. Только не надо сыпать порошок прямо в канистру. Отлейте 2/3 стакана подготовленной для раствора воды и всыпьте порошок туда. Размешайте, дайте отстояться. Потом можно вылить это в емкость с незамерзайкой, отфильтровав осадок.

Нередко в рецепте присутствует моющее средство. Выбирайте обычное кухонное, которое неагрессивно по отношению к металлу и пластику.

Просто отлично, если у вас есть немного свободного этиленгликоля или антифриза. Их использование добавляет пару плюсиков к характеристикам самодельной омывайки. Необходимый объем вычислите сами из расчета, что на каждый градус ниже нуля желательно влить 10–15 капель. Получается, что в сильный мороз вам понадобится примерно 2 стакана этиленгликоля или антифриза.

Как правильно выбрать антифриз

Обилие марок и спецификаций антифриза нередко ставит покупателя в тупик. Большинство автовладельцев различают антифризы по следующим характеристикам:

  • наименованию — тосол или антифриз;
  • цвету — в продаже встречаются зелёная, красная, синяя и жёлтая охлаждающие жидкости;
  • идентификационному маркеру (G11 и G12).

В современных условиях тосол является полным синонимом антифриза. Тосол был разработан в СССР в 70-е годы, поэтому носит отечественное название. Антифриз — западное наименование этой продукции автохимии, со временем оно прижилось и в России. И то, и другое — охлаждающие жидкости и имеют идентичные функции и свойства.

Цветность антифриза хоть и имеет значение, но не совсем то, которое понимается автовладельцами. Существует даже ошибочное мнение, что зелёный антифриз — некачественный, а вот красный — самый лучший.

Термин «охлаждающая жидкость» по факту и выступает самым правильным и точным обозначением подобных составов

Конечно, рекомендациям не смешивать антифризы разных цветов стоит следовать, однако надеяться только на окраску нельзя. Цвет придаётся антифризу с помощью красителей на заводе, предназначен он в первую очередь для самих изготовителей, чтобы не путать товарные партии.

Производитель вполне может окрашивать охлаждающую жидкость в определённый цвет, хотя по своему химическому составу она может не сочетаться с антифризом аналогичной окраски от другого завода.

Ещё одна градация по маркеру (G11 и G12) также не совсем логична. Она предназначена исключительно для автомобилей концерна VAG (Volkswagen, Skoda, Audi и т. д.), который её и разработал. Поэтому применять такую классификацию по отношению к остальным маркам автомобилей не совсем корректно. К примеру, антифриз G11 предназначался лишь для автомобилей VAG до 96 года выпуска, последующие модели требовали охлаждающей жидкости G12. На рынке автохимии до сих пор предлагаются антифризы с индексом G11. Но если G11 от VAG содержал силикаты, то в современных изделиях с таким маркером нередко встречаются бораты и даже фосфаты, что противоречит самим принципам этой классификации.

Вывод из этой сложной ситуации очень простой. Не следует подбирать антифриз исключительно по цвету, индексу или названию. Необходимо просто заглянуть в мануал к автомобилю и найти рекомендованные производителем марки и наименования охлаждающей жидкости. Каждый завод указывает допускаемые технические жидкости, в том числе и антифриз, поэтому ориентироваться следует лишь на руководство по пользованию автомобилем. Только залив рекомендованную автопроизводителем охлаждающую жидкость, можно не беспокоиться за свой выбор.

Незамерзайка из самогона

Перед тем как сделать незамерзайку для авто из самогона, было бы неплохо узнать, сколько градусов в вашем «первячке». Если он готовился для пищевого применения, в нем градусов 30–40. Если для медицинского или технического, – там могут быть все 90 градусов.

В высокопроцентном или плохо перегнанном самогоне содержатся метанол и ацетон. Но сильно бояться этого не стоит. Концентрация этих ядов (назовем их именно так) делает самогон опасным для здоровья при внутреннем употреблении, но патрубки и бачек омывателя она повредит навряд ли. На всякий случай поберегитесь: не надо нюхать раствор.

Незамерзайку на основе 90%-го самогона делают так же, как из этилового спирта, только с поправкой на крепость. Если суррогат пищевой – воспользуйтесь рецептом омывайки из водки. Но опять же учитывайте массовую долю спирта. То есть если не уверены, что в вашем самогоне 40%, вливайте его в канистру чуть больше нужного.

Описание процесса

Наверное, вас удивит, что в составе самодельного тосола имеется спирт. Ведь понятно, что, например, при отрицательной температуре на лобовом стекле спирт испарится, останется только вода, которая сама по себе быстро замерзнет. Но, тут спасает все этиленгликоль. Он уменьшает летучее свойство раствора, поэтому спирт не успевает испариться.

Зачастую для приготовления раствора используется соотношение один к двум, то есть берется одна часть спирта и две воды.

Это соотношение можно менять, если температура опускается намного ниже нуля. При температуре воздуха минус пять градусов на пятилитровую канистру необходимо 0,6 литра спирта, при минус десять – один литр, при минус пятнадцать – 1,25 литра, при минус двадцать – 1,65 литра, при минус двадцать пять – два литра, при минус тридцать – 2,5.

Далее добавляем этиленгликоль. Сколько его потребуется, придется посчитать самостоятельно. 15 кубических сантиметров этиленгликоля требуется на каждую отметку градусника ниже нуля.

Обращаем ваше внимание на то, что этиленгликоль, как и антифриз, в составе которого он есть, – ядовит. Если вы очень опасаетесь за свое здоровье, замените этиленгликоль на пропиленгликоль. Он намного дороже, но, зато не имеет ядовитых свойств.

При желании в самодельный тосол можно добавить натуральный ароматизатор

. Он уберет спиртовой запах. Можно использовать, например, эфирное масло. Добавив его десять капель, вы избавите канистру антифриза от нежелательного запаха. Также отметим, что усилить очищающие свойства жидкости можно, просто добавив в нее столовую ложку порошка для стирки. Если вы будете придерживаться всех выше изложенных рекомендаций, то у вас получится тосол своими руками ничуть не хуже фабричного.

Незамерзайка из уксуса

Если ни спирта, ни водки под рукой не оказалось, самому в домашних условиях сделать незамерзайку для авто можно из обычного 9%-го яблочного уксуса. Да-да, из того самого, который стоит на кухне у 99% хозяек. Дешево и сердито!

Просто берете пол-литра уксуса, столько же чистой воды и пару ложечек средства для мытья посуды. Все перемешиваете, и омывайка готова. Правда, в мороз она быстро замерзнет. Использовать ее можно максимум до –10 градусов. А еще уксус сильно пахнет и при длительном применении портит патрубки: делает пластик и резину менее эластичными и более хрупкими.

Как слить охлаждающую жидкость

Пошагово:

  1. Подставить канистру под сливной болт.
  2. Отсоединить патрубок от радиатора.
  3. Выкрутить клапан на баке, который контролирует расход. Когда вся жидкость из радиатора слилась, сливают из блока цилиндров (БЦ).
  4. Снимают пылевой щит. Открывают краник печки в салоне авто, чтобы жидкость в радиаторе печки не оставалась.

После слива антифриза или другой жидкости, приступаем к промывке системы. В радиаторе и рубашке охлаждения двигателя накапливаются отложения, которые надо промыть.

Незамерзайка из других средств

Если так получилось, что ни уксуса, ни спирта, ни даже водки дома нет, сделать незамерзайку в омыватель своими руками можно из аммиака, средства для мытья окон или хорошего бальзама для мытья посуды. Вот рецепты:

  • 0,4 л жидкости для мытья окон (стеклоочистителя) + 0,6 л воды.
  • 1 ч. л. средства для мытья посуды + 1 л воды.
  • 0,2 л раствора аммиака (нашатырного спирта) + 0,6 л. воды.

Учтите, что все три вида омывайки не предназначены для слишком низких температур. Они больше для межсезонья.

Видео

Замена охлаждающей жидкости на Рено Логан, Сандеро, Дастер, Лада Ларгус.

Как заменить тосол на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107.

Замена охлаждающей жидкости на переднеприводных ВАЗ.

Если вы владелец автомобиля, то, наверняка знаете, что после того, как машина проедет несколько десятков километров, необходимо залить в систему незамерзающую жидкость. Ее все время нужно покупать. Но, есть способ сэкономить. И в нашей статье мы расскажем, как сделать тосол своими руками.

Как сделать незамерзайку самому: важные правила

Итак, все рецепты, как можно сделать незамерзайку прямо у себя дома, вам даны. Что еще требуется? Чтобы ваша домашняя омывайка не навредила машине и вам тоже. Поэтому:

  1. По возможности выбирайте компоненты без резкого запаха.
  2. Не используйте компоненты для приготовления незамерзайки, которые могут испортить омыватель.
  3. Начинайте с пробного образца. Сначала сделайте 100–150 грамм незамерзайки и протестируйте. Нанесите на стекло, а также на время поставьте в морозилку, чтобы посмотреть, замерзнет ли раствор и как быстро это произойдет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]