Как производится расчет и утверждение тарифа на тепловую энергию


Новости компании

15.08

2019

В начале августа вице-премьер Виталий Мутко утвердил дорожную карту перехода на эталонный метод установления тарифов на водоснабжение, водооотведение и теплоснабжение.

Об этом сообщили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Изменить регулирование тарифов еще прошлым летом поручил президент РФ Владимир Путин. Проект нового закона о тарифах подготовили ФАС и Минэкономразвития. Мероприятия дорожной карты рассчитаны до конца лета 2021 года. Полный переход планируется завершить в 2023 году.

Сама дорожная карта включает 9 масштабных мероприятий по совершенствованию тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве и состоит из трех блоков. Первый блок включает методологию применения эталонов в ЖКХ с помощью разработки и принятия нормативного правового акта. В нем будут заложены параметры регулируемых организаций, принципы и порядок установления тарифов с использованием метода сравнения аналогов (эталонный метод), а также график вступления в силу этого документа в регионах.

Второй блок касается расчета тарифов и использования эталонного метода при их установлении для компаний. Третий — предусматривает развитие информатизации тарифного регулирования ЖКХ. По мнению властей, это позволит сделать коммунальную систему открытой для потребителей, повысит прозрачность и эффективность регуляторных решений. Предполагается, что в будущем за тарифным регулированием будет следить искусственный интеллект, элементы которого планируют внедрить в данную сферу.

Одна из целей установления эталонного тарифа на услуги ЖКХ – устранить тарифную дискриминацию. Ранее глава ФАС Игорь Артемьев говорил, что разница в тарифах в соседних регионах нередко различается в несколько десятков раз.

«Если ты производишь куб воды в тех же условиях климатических, в соседней области, в 54 раза дороже, то очевидно, метод сравнительного анализа показывает, что ты получил завышенный тариф», — пояснил глава ФАС.

Что такое эталон для тарифов

Сам принцип эталонного подхода представляет собой определение среднего уровня операционных расходов внутри ряда организаций. Такой метод позволяет добиться прозрачного и ясного, в том числе для потребителя, ценообразования, утверждают разработчики.

Эталонный метод установления тарифа на коммунальные ресурсы — это способ расчета цены коммунального ресурса, основанный на сопоставлении параметров производственной деятельности предприятия, с установленными «эталонными предприятиями» для определения категории тарифной группы, рассказывает эксперт отрасли ЖКХ Александр Костюков.

Эталонные тарифы формируются на основе данных производственной деятельности, когда все системы предприятия функционируют в нормальном режиме, то есть эталонные тарифы не будут содержать излишние издержки производства.

По данным ФАС, в зависимости от технических, географических параметров планируется устанавливать единый эталонный уровень затрат на федеральном уровне. Это будет первой частью тарифа. Вторую часть тарифа планируется устанавливать на региональном уровне с учетом необходимости вложения инвестиций в целях сбалансирования итогового тарифа.

Плюсы и минусы

Основной минус эталонного тарифа – он подойдет он далеко не всем предприятиям.

«Кто-то даже потеряет доходы и станет банкротом, ведь в эталонных тарифах не будут учитываться фактические затраты. Предприятия должны будут пересмотреть свою деятельность для сокращения издержек, чтобы выжить», — отмечает Александр Костюков.

Эталонный метод установления тарифа уже используется в России с 2021 года для энергосбытовых компаний. Пока это единственная сфера, где применяется эталонный принцип. По словам замглавы ФАС, благодаря данному методу тарифная дифференциация уровня сбытовых надбавок по субъектам РФ в 2021 году сократилась с 10 до 2 раз.

В электроснабжении эталоны нормирования затрат действительно успешно применимы, потому что самих компаний в этой сфере немного, а деятельность по передаче электроэнергии не имеет большое число слагаемых, как в водоснабжении и водоотведении отмечает Александр Эпштейн. Например, сама разница в эксплуатации зависит от климата, состава воды, очистных сооружений, их состояния. Каждое предприятие здесь устроено по-своему. Поэтому, на наш взгляд, использование эталонов нормирования затрат для водоснабжения не подходит. Мы предлагаем методику «price cap» (ограничение цены). К примеру, рост цены на воду возможен только на 6%. Это будет более честно и менее трудоемко.

Минусом нового тарифа является его новизна и неизвестность многих факторов, считают эксперты. Например, сейчас в стране нет единой базы данных по производственным показателям предприятий теплоснабжения и водоснабжения, а там, где информация есть, данные сильно разнятся.

Когда специалисты отрегулируют базу данных и детально пропишут принцип эталона, установление того или иного тарифа станет более предсказуемым и прозрачным — это уже о плюсах.

Платежи снизятся, качество тоже

Сейчас, по данным экспертов, тарифы на воду и тепло занимают весомое место в платежах населения, и наведение порядка в принятии решений по утверждению тарифов является важным мероприятием для государства.

Сейчас подготовка водоканалом и доставка до крана литра воды стоит, в среднем по России, три копейки, а очистка стоков еще меньше. В Европе в два-два с половиной раза выше. При этом оборудование используется то же самое, отмечает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

С внедрением эталонного нормирования затрат, если тариф и снизится, то пострадает качество услуг, полагает он. Сейчас не хватает средств на ремонтные работы, сети ветшают, оборудование тоже. Это приводит к тому, что аварий становится больше.

Поэтому внедрение эталонных тарифов для сдерживания тарифов (если оно не будет с запасом) может привести к снижению качества воды и надежности системы, не исключает эксперт.

Саму работу мы видим следующим образом: создается информационное пространство, отрабатывается на пилотах (анализируются ошибки), а после этого – методом выбора лучших практик (Benchmarking) мы стремимся стимулировать водоканалы соответствовать этим лучшим практикам. Не впихивать затраты водоканала в этот «испанский сапожок» и ломать ему ногу, а стимулировать к тому, чтобы затраты были эффективными.

Как производится расчет и утверждение тарифа на тепловую энергию

Все о тарифах на тепловую энергию, теплоноситель и их передачу

Цены на отопление помещений сегодня многих заставляет задуматься «За что мы платим?», «Почему так дорого?» и это не вполне обоснованные вопросы. Ежегодно тариф на тепловую энергию увеличивается, а качество предоставления коммунальных услуг теплоснабжения все равно не улучшается – количество аварий и технологических повреждений на сетях с каждым годом только растет, потери в сетях увеличиваются, износ трубопроводов становится все больше и больше.
Попробуем разобраться из чего состоит тариф на тепловую энергию, кто его и каким образом получает.

Кто может получить тариф на тепловую энергию

Тариф на тепловую энергию утверждает региональная энергетическая комиссия (РЭК). Согласно типовому положению об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, утвержденному постановлением Правительства РФ №136 от 04.03.2004г., РЭК утверждает тарифы на выработанную тепловую энергию и переданную по сетям, на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или иное законное право.

Таким образом, тарифы бывают:

  1. на тепловую энергию (пар) — устанавливается ресурсоснабжающим организациям, осуществляющих выработку тепла на собственном теплоисточнике. Такие тарифы подразделяются по видам выработки:
  • котельными для целей теплоснабжения;
  • электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии
  1. на передачу тепловой энергии — может получить любая организация, имеющая в собственности участок тепловой сети.

Для конечного потребителя расчет стоимости теплоснабжения зависит лишь от утвержденного тарифа на тепловую энергию, которая формируется исходя из всех затрат теплоснабжающей организации, включая выплаты сторонним организациям, по договорам передачи тепловой энергии (транспортировки).

Также утверждаются тарифы на теплоноситель (химически очищенную воду) и нагреваемую компоненту для горячей воды.

Как рассчитать и установить тариф на тепловую энергию?

Сразу следует отметить, что это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий формирования, сбора и предоставления огромного количества документов в РЭК. Вся документация должна быть сброшюрована, страницы пронумерованы, заверена, а вся аналитическая информация должна подаваться за подписью руководителя.

Рассмотрим основные документы, подлежащие сдаче в РЭК:

  1. Общая документация:
  • правоустанавливающие документы на земельные участки, здания, оборудование, сооружения, участвующие в процессе теплоснабжения.
  • копии бухгалтерской и статистической отчетности за предыдущий отчетный период и на последнюю отчетную дату.
  • сведения о ранее утвержденных тарифах (если таковые были утверждены для данного предприятия).
  • расчетные данные о полезном отпуске тепловой энергии, включая потери в сетях и расход тепловой энергии на собственные нужды.
  • сведения о подключенной нагрузке на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение.
  • экономически обоснованные расходы на выработку тепловой энергии и расчет необходимой валовой выручки. Такие данные должны быть сформированы в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов, утвержденных приказом ФСТ России № 20-э/2 от 06.08.2004г.
  • инвестиционная программа предприятия с расшифровкой по суммам и источникам финансирования мероприятий.
  • заявление за подписью руководителя о рассмотрении документов и утверждении тарифа на тепловую энергию, а также указать метод, по которому предлагается регулирование тарифа.
  1. Техническая характеристика:
  • фактические сведения о полезном отпуске тепловой энергии за предыдущий подготовительный и отопительный периоды, план на предыдущие периоды.
  • перечень теплоисточников, тепловых пунктов с их адресами, режимными картами и техническими характеристиками, а также схемы тепловых сетей.
  • спецификации имеющегося оборудования.
  • технико-экономические показатели с приложением счетов и сертификатов качества на покупное тепло, газ, электроэнергию, топливо, воду и водоотведение.
  • информацию о нормативе удельного расхода топлива и факте, отклонения обосновать в пояснительной записке.
  • реестр заключенных договоров на теплоснабжение с потребителями.
  • копии заключенных договоров на покупку воды, электроэнергии и газа.
  1. Экономическая часть.
  • копии учредительных документов
  • сведения об организации, ее специфика, особенности и основной категории потребителей.
  • копии документов, подтверждающих проведение тендерных закупочных процедур.
  • расчет затрат на ремонт, графики проведения работ и копии договоров с подрядчиками.
  • информацию о фонде оплаты труда, о налогах, об амортизационных отчислениях и прочих расходах.

Ниже мы рассмотрим статьи об особенностях государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и перспективах, которые ожидают рынок тепловой энергии в ближайшем будущем.

Методы государственного регулирование тарифов на тепловую энергию

Альтернативная котельная

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]