Полы палат XII века князя земли Владимирской, Суздальской и Ростовской Андрея Боголюбского сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полульвов, полуорлов — символов княжеского могущества. Такие же плитки, относимые к XIV веку, археологи находили в Галиче, Чернигове и в Гродно.
Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе.
Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».
Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков.
Поливные изразцы. Псков
В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора старинные плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII — началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.
Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды. Керамиды — это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги — с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели старинных керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.
Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.
Наиболее частые проблемы
Наиболее насущная проблема при использовании изразцов в качестве отделки – значительные расхождения в их размерах. Даже изготовленные под заказ комплекты могут неприятно удивить вас расхождениями до 10 см. «Это же ручная работа», — говорят производители, но все-таки берут на переделку некоторые плитки.
Кроме того, некоторые массовые промышленные комплекты могут быть даже лучше чем «эксклюзив», будучи при этом значительно дешевле.
Приобретать плитку нужно у мастера, работы которого вы видели в работе или воспользоваться советом тех, кто имеет опыт. Внешняя красота — это одна сторона медали, но исправить сильную погрешность в размерах весьма непросто, иногда происходит порча материала при подгонке.
Поливные изразцы. Москва
Интересные старинные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные старинные изразцы, заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году. Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.
Технология производства изразцовой плитки
Облицовка изразцами — это самый дорогой и сложный из всех видов отделки. Это обусловлено технологией изготовления изделия.
Для производства изразцовой керамической плитки применяется подготовленная и очищенная терракотовая глина. Перед началом работы ее разминают и оставляют «отдыхать» несколько недель. Затем ее помещают в форму. Стоит отметить, что глина дает усадку, именно поэтому формы делают на 5-10% больше (зависит от вида глины). Раньше для работы применялись глиняные формы, сегодня им на смену пришли гипсовые конструкции.
Заполненная глиной форма просушивается. Причем процесс этот естественный и довольно сложный. Изделие нельзя подвергать действию сквозняков или сушить слишком быстро. Это приведет к его растрескиванию.
Высушенный изразец обжигается, покрывается глазурью, и наносят рисунок. Завершается работа еще одним обжигом, который длится сутки. При этом, под воздействием температуры лицевая часть покрытия может изменить оттенок. Именно поэтому изделия нужно сортировать перед укладкой.
Ввиду того, что весь технологический процесс выполняется практически вручную, изразцы являются изделиями штучными и дорогостоящими. Как правило, изразцы делают на заказ, количество рассчитывается по размерам печи или камина. Стоимость комплекта изразцов ручной работы на печь может достигать 100-150 тыс. руб. Плюс, работа по облицовке. Изразцовые печи – удовольствие не дешевое. Тем не менее, всё можно сделать самостоятельно, от изготовления изразцов, до отделки печи.
Рекомендуем — пошаговая инструкция, как сделать изразцы своими руками
Полихромные изразцы
Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы — это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.
Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.
Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.
Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.
В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма. Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси: его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения. Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.
В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.
Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение. Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.
Как сделать изразцы своими руками
Мастер-класс по изготовлению изразцов будет интересен тем, кто решил взяться за дело самостоятельно. Работа не сложная, но кропотливая и очень увлекательная. Знание нюансов выполнения каждой операции позволит избежать разочарования и получить качественное изделие.
Подготовка к работе включает в себя: приобретение гипсовойшпатлевки для изготовления формы и специальной глины для изделия. Изприспособлений понадобятся ножи или стеки и муфельная печь для обжига. Не будетлишней пошаговая инструкция, которая позволит изготовить изразец в соответствиис традициями русских мастеров.
Ярославские изразцы
Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.
Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре — с восемью крупными лепестками, одна — с шестью и одна — с двенадцатью.
Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича — только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге — Волге.
Виды изразцов для печи и камина
По форме
Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:
- плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
- угловые. Соответственно, для облицовки углов;
- фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.
Формы изразцов
Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)
По структуре лицевой поверхности
Рельефные и гладкие изразцы- рельефные; — гладкие.
Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net
По типу поверхности
Глазурованные изразцы — глазурованные (глянцевые);
— не глазурованные изразцы (терракотовые)не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.
По наличию рисунка:
Изразцы с рисунком — с рисунком;
Изразцы без рисунка — без рисунка.
По стилю орнамента
Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.
Голландские изразцы Голландские изразцы
. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.
Испанские изразцы Испанские изразцы
. В них ощущается влияние восточных искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока. Немецкие изразцы
Немецкие изразцы
. Отличаются четкостью линий и лаконичностью рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой.
Русские изразцы
Русские изразцы
. Поражают буйством краски и разнообразием орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и рельефа на изразцах.
Ярославские изразцы
Ярославские изразцы
. Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.
По размеру
Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:
- толщина изразца 45-50 мм;
- размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.
Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.
По виду румпы
Простая румпа изразца простые
. Румпа имеет наклонный срез;
Румпа изразца с бортикомс бортиком
. Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным.
Ячеистая (сотовая) румпа изразцаВстречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.
Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.
Северные изразцы. Великий Устюг
Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию. Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.
Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.
Устюжские рельефные изразцы были последними представителями широко развитого семейства русской полихромной архитектурной керамики. Просуществовав до XIX столетия, они практически исчезли, оставив в роли наследников гладкие расписные или обыкновенные печные кафли.
Русская печь в XXI веке
Русская печка в текущем веке уже редко, особенно в городских условиях, предназначается для отопления и отдыха, а все больше, наряду с каминами, используется как важный элемент декора помещений. Камин, в том числе сложенный своими руками, больше тяготеет к западному образу, а изразцовая печь — славянофильскому. При этом внешнему облику придается гипертрофированное значение, и наряду с настоящими изразцами с румпой подчас изготавливают их упрощенные образцы, а то и просто архитектурную керамику.
Петровские времена
27 июня 1709 года русская армия разбила под Полтавой шведское войско Карла XII. Для нашей изразцовой истории интересен эпизод пленения двух солдат — Яна Флегнера и Кристана, которых Петр отправил «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою». Не очень понятна логика Петра, ибо странно предполагать, что абсолютно каждый плененный швед является специалистом в керамике и способен повторить непростую технологию с нуля. Особенно учитывая, что технология была известна в Гончарной слободе Москвы и более эффективно было бы пригласить специалистов оттуда.
Однако, Петр отличался темпераментом и патологической нетерпимостью ко всему русскому, видимо, поэтому столько очевидный и простой путь был для него неприемлем. Надо отдать должное Яну Флегнеру — его шведское трудолюбие и педантичность дали свои плоды, поэтому предприятие наладило производство печных изразцов в голландском стиле. А уже в 1732 году Яна Флегнера пригласил к себе на завод Афанасий Кириллович Гребенщиков — первый российский керамический промышленник. О Гребенщикове мы писали в нашей статье «История русского фарфора».
Голландские кафли, усиленно насаждаемые Петром, в итоге обрели русское подданство и «облеклись» в русские одежды. Подобно тому, как лубок превратился из религиозной картинки в своеобразную энциклопедию народных знаний и обычаев, так же и разрисованные изразцы из декоративного украшения переродились в необычный, долго живущий «учебник» географии, истории и правил поведения. В росписях новых печных изразцов оказалась запечатленной сумма знаний и этических правил той эпохи.
Стилистика современных изразцовых каминов
Родной стиль печей с изразцами – русский этнический. Однако гармоничный дизайн, хорошие качественные материалы, продуманная конструкция самого отопительного прибора позволяют создавать удивительные дизайнерские инсталляции самых различных стилистических направлений.
Особо популярные стилистические концепции:
- Барокко;
- Модерн;
- Композиции панно;
- Восточные мотивы;
- Арт-нуво;
- Экологический лофт;
- Европейский кантри.
На стилистическую подачу во многом влияет и «родина» отделочного материала. Изразцы из городка Дельф традиционно оформляются кобальтовой росписью. Для фламандской школы характерно использование синих и шоколадных орнаментов на белом полотне или полотне «слоновая кость».
590adb6d32d3daecb4301f090dbc309b.jpe b4efdc8885b7a839d098b321e180114e.jpe
06e5e3f27a7ed0a7b539588807036d08.jpe 60a2eb6aeb98f41c83753fff38df753f.jpe eaddea461f69e0b2bc07ae21817a7a82.jpe 0682f11effd7e71af6a22f58298ec1da.jpe ef0ecc40afbcc087582efbba2bece98d.jpe d24cf55f98b659ecc195a029aa5fd4de.jpe 2b53047993a00b311137a4dddcf614ff.jpe
Голландская графика, которая дополнялась интересными французскими мотивами, отличалась особо элегантной и утонченной прованской акварелью. Английские камины облицовывались только посредством оригинальной британской символики. И сегодня эти мотивы можно свободно использовать данную атрибутику, создавая аристократический «чисто британский» интерьер.
Владимир и Суздаль
Особенно ярко талант народных гончаров и живописцев проявился в расписных изразцах XVIII столетия. Все, что за века достигнуто в иконописи , в народной гравюре — все самое лучшее нашло свое место. Одни мастера создавали сложные многоплановые композиции, сходные с клеймами житийных икон. Другие применяли графичную линейность лубочных картинок. В зависимости от сюжета рождался и окружающий орнамент: дома и крепости заключались в угловатый узор, а фигуры людей или пейзажи в сложные витиеватые орнаменты.
Все кафли можно было систематизировать по сюжетам: рисунки с изображением природы и зверей, географические и этнографическе картинки, бытовые сцены, мифологические сюжеты и религиозные сцены. Мастера охотно рисовали оленей, зайца, барана, собаку, птиц. А вот изображения рыбы встречалось крайне редко. Интересны «этнографические» изображения, практически придуманные художниками: «китайский народ», «арапский народ», «брезальская (бразильская) баба», «французский комедиант».
В Суздальском музее хранятся «охальные» изразцы — пышная женщина с обнаженной грудью и задранным подолом, а внизу подпись «хотя маню да не даю». Забавные сюжеты изображены на изразцах Покровского женского монастыря: на фоне гор и домиков с китайскими крышами стоят две обнаженные девы, а к ним крадутся два кавалера. Как такие сюжеты попали на печь женского монастыря не совсем понятно, но факт остается фактом.
Окрашивание шпаклевочных плиток
Краски для рисунка на изразцах, изготовленных подобным образом, подбирают исходя из назначения плитки. Если она, к примеру, будет установлена за кухонной плитой, лучше выбрать термостойкую. Во всех остальных случаях можно использовать акриловый краситель. Тогда плитку впоследствии можно будет мыть и чистить.
Надеемся, мы достаточно полно раскрыли тему статьи и ответили на вопрос о том, что такое изразец. Как изготовить такую отделку своими руками, вы теперь также знаете. На этом все. Желаем вам удачи в этом интересном деле!
Калуга
Конец XVIII — начало XIX века сопровождался расцветом калужского изразечного промысла. И если в столицах в моде были гладкие белые кафли, то калужское купечество, богатое и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь «бедными» кафлями. Поэтому огромный изразечный калужский промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, отличающих его от всех остальных.
Основными сюжетами калужских изразцов стали «цветки» — на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по — внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» — то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» — в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» — композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза. После войны 1812 года Калуга так и не оправилась, а изразечное производство практически прекратило свое существование, сохранившись лишь в виде небольшой частной артели.
Подробнее о калужском изразце вы можете прочитать в другой нашей статье.
Советы по выбору материала
При покупке стоит уделить особое внимание качеству материала. Плитка не должна быть поврежденной, хрупкой, иметь какие-то дефекты
Внимательно осмотрите торец изделия.
Если он имеет большое количество пор – воздержитесь от покупки. Ведь такая плитка будет впитывать большое количество влаги, а при воздействии температуры может деформироваться. Качественный печной изразец послужит вам на протяжении длительного времени, а с плохим материалом возникнут трудности уже на этапе установки.
Размер деталей имеет важное значение. У каждого производителя размеры отличаются, но они должны быть в рамках ГОСТа:
- 45-50 – по толщине;
- 200 на 200, 220 на 220, 205 на 130 – по площади.
Дополнительные советы:
- Необходимо сравнить плитки одной партии между собой. Если они отличаются больше, чем на 10 мм, то вам вряд ли удастся выложить красивое полотно.
- Перед покупкой или изготовлением материала рекомендуется подсчитать, сколько плиток каждого вида (фасадных, цокольных, угловых) необходимо для вашей печи.
- Следует прибавить к полученной сумме несколько образцов для непредвиденных расходов: боя, царапин, сколов и других повреждений. Даже если вы не используете весь материал, его можно оставить на случай, если некоторые элементы декора повредятся во время эксплуатации.
- Следует определиться и со стилем будущей изразцовой печи. В широком выборе представлена плитка в голландском, испанском, русском, ярославском стилях.