К чему может привести завоздушенность радиатора
Если в радиаторе появилась воздушная пробка – он начинает хуже греть. Чем больше объем воздуха внутри секций, тем хуже они греют.
Для алюминиевых радиаторов воздух не представляет особой опасности, в отличие от стальных и биметаллических с внутренней частью из стали
В месте контакта воздуха и воды происходит коррозия металла, поэтому так важно вовремя определить и выгнать завоздушенность
Если в системе появился воздух, значит он может скапливаться в насосе, трубопроводах, котле отопления и т.д. это приводит к снижению срока службы.
При скоплении воздуха в насосе, он начинает работать с повышенной мощностью, перегреваться и сильно изнашиваться. Если воздух попал в котел, вода в системе отопления будет закипать, что может привести к обрыву.
Надеемся, что статья была полезна вам и мы ответили на вопрос как избавиться от воздуха в радиаторе отопления. Не забудьте поделиться публикацией в соцсетях
Места образования и устранение
Выпускать воздух из батареи нужно в том случае, если нет сомнений в его наличии. На завоздушивание указывают неожиданно возникшие булькающие звуки. Кроме того, хозяин начинает замечать, что прогрев неравномерный. Чтобы восстановить циркуляцию радиатора, требуется удалить воздух.
Если система полностью завоздушена, сначала определяют места образования пробок, постукивая по трубам молотком. Звук более сильный и звонкий в местах образования пробки, участки будут отличаться и более низкой температурой. Обнаружив место с воздухом, требуется выполнить следующие действия:
- Подготавливают ключ или отвертку, а также тазик для воды. Термостат открывают до максимального уровня, далее подставляют емкость.
- Открывают клапан, убедившись, что вся вода изнутри будет попадать в подставленную емкость. Можно дополнительно разложить вокруг тряпки.
- Клапан нужно держать открытым, пока не стечет вся жидкость. Легкое шипение указывает на выход воздуха. Значит, манипуляции выполняются верно.
- Если после процедуры все равно трубы плохо греются, то они нуждаются в продуве и промывке — скопление ржавчины внутри тоже может вызывать появление воздуха.
Помимо механического удаления воздуха, существует автоматическое
Если такие манипуляции не улучшили ситуацию, то проверяют уровень заполнения системы. Нередко пробки возникают в зоне изгиба труб, поэтому при монтаже обычно соблюдают их размеры, направление. Если в каком-то месте уклон отличается от задуманного проекта, обязательно устанавливают дополнительные спускные вентили.
Чаще пробки появляются в алюминиевых радиаторах, так как этот материал не отличается особым качеством. Алюминий вступает в реакцию с теплоносителем, результат — образование газов, которые требуется постоянно удалять из системы. Тут обычно советуют заменять алюминиевые варианты на более качественные с наличием антикоррозионного покрытия, а также не забывать про воздухоотводчики.
Маленькие мелочи и нюансы
Если же при монтаже отопительной системы мастера поленились и не провели установку специального клапана на отопительном радиаторе, тогда вам самому придется провести не сложную процедуру спуска воздуха из батареи, но немножко иным путем.
Для этого вам необходимо иметь при себе газовый или же разводной ключ, которым вы начинаете очень медленно откручивать заглушку. Если откручиваемая заглушка на чугунной батарее никак не откручивается, нанесите смазку для резьбы непосредственно на саму резьбу и через определенное время снова повторите попытку.
Внешний вид крана Маевского
Далее действуйте так же, как и с обычным краном. В процессе закручивания пробки на место не забудьте намотать на резьбу лен или ФУМ ленту.
В частных домах с автономной системой отопления иногда необходимо произвести спуск воды с помощью расширительного бачка, который всегда находится в самой верхней точке отопительной системы.
После того, как вода спущена, подождите некоторое время и потом открутите кран на расширительном бачке. Практически всегда пробка выходит самостоятельно при повышении температуры радиатора. Если же данные действия не привели к желаемому результату, доведите воду в отопительной системе до кипения и тогда воздушная пробка обязательно выйдет.
Также имейте в виду, что воздушная пробка может сформироваться в местах, где перегибается трубопровод, по этой причине при монтаже отопительной системы необходимо соблюдать оптимальную дистанцию направления уклонов при разводке трубопровода.
Если же фактический уклон трубы отличается от проектируемого или трубопровод делает петлю, тогда необходимо установить дополнительные воздухоспускные вентили.
Современные производители отопительных радиаторов иногда не очень совестные в сфере своего производства, и как результат, мы получаем некачественный радиатор, который может принести дополнительную головную боль. А все потому, что, сколько не стравливай воздух с батареи, которая изготовлена не по стандартам, воздух в ней будет бесконечным. Потому что сам материал радиатора способствует образованию газов. У данной проблемы всего лишь одно решение – купить новую качественную батарею.
Если вам ближе формат видео инструкции – смотрите ролик ниже. Там все пошагово показано.
https://youtube.com/watch?v=NMl6uL9AFP8
Если самостоятельно вы боитесь делать эту работу, рекомендуем обратиться к профессионалам своего дела. Пишите в форму справа внизу на этой странице и мастер рассчитает вам стоимость работ, проконсультирует по важным нюансам.
Надеемся, что материал был вам полезен. Нажмите, пожалуйста, на кнопки социальных сетей, которые располагаются ниже.
Теплого вам дома и не завоздушенных батарей!
Рекомендации по спуску воздуха
Если отопительная система включает в себя автоматические приборы, устранение избытков воздуха в ней производится без вмешательства человека при условии грамотного монтажа. Однако в целях экономии некоторые оборудуют отопление механическими приспособлениями.
В этом случае предварительно готовятся емкости под теплоноситель. После этого на выпускных клапанах откручиваются головки. Затем необходимо наблюдать, как жидкость покидает систему.
Шипение выявит наличие воздушных пузырьков. Когда шум прекращается, а струя становится ровной, клапаны можно закрывать. Затем остаётся вернуть теплоноситель в контур.
Как правильно спустить воздух из батареи
В гравитационной системе частного дома, все пузырьки сами выходят через расширительный бак, расположенный в самой верхней точке.
В городских квартирах на каждом радиаторе устанавливается воздухоотводчик:
- Ручной (кран Маевского).
- Автоматический клапан.
В зависимости от того, что установлено, будет меняться технология работы.
Алюминиевой, биметаллической или чугунной
Алюминий – не самый подходящий для отопления материал. Он активно вступает в химические реакции и выделяет водород. Но благодаря своей скромной цене и хорошей теплопроводности, он часто применяется. Для борьбы с недостатками алюминия, его покрывают изнутри слоем специальной плёнки. Но со временем она перестаёт действовать, и водород начинает неизбежно выделяться.
Биметаллические радиаторы – ещё одно изобретение, улучшающее качество отопительных приборов. Там, где происходит контакт с теплоносителем, здесь использован другой металл. А оребрение выполнено из алюминия.
Если на батарее установлен термостат, его нужно просто периодически открывать и дожидаться пока выйдет воздух. Процесс стравливания воздуха из биметаллических батарей не отличается от работ с алюминиевым радиатором.
Кран Маевского
Это небольшой удобный воздухоотводчик, размещенный в боковой части батареи.
Если на алюминиевом, биметаллическом или чугунном радиаторе стоит кран Маевского, нужно подготовить отвёртку или пассатижи, а также ёмкость для воды.
При помощи отвёртки откручивается кран. Если пробка действительно была, начнёт выходить воздух и можно будет услышать характерное шипение.
Под кран предварительно нужно подставить ёмкость для воды – дело в том, что немного погодя воздух начнёт выходить вместе с каплями воды, но закрывать кран Маевского ещё рано. Полностью спущенным, воздух считается тогда, когда из отверстия польётся стабильная струйка воды.
Сколько времени займёт процедура, будет зависеть от того, какие объёмы газа скопились в системе. С одной батареи обычно воздух выходит в течение 5 – 7 минут. Чтобы обезвоздушить всю систему иногда требуется полчаса и больше.
При большом давлении, жидкость может брызгать в разные стороны. Защитить ремонт и мебель поможет простая тряпочка, повешенная на радиатор так, чтобы по ней вода стекала в ведро.
Без крана Маевского
На старообразных чугунных батареях раньше устанавливалась обычная заглушка.
Её нужно было открутить (что само по себе порой сложно), предварительно, перекрыв доступ теплоносителя к радиатору.
Если у Вас именно такой случай, подойти к работе нужно будет основательно. Запаситесь тряпками, тазиком или ведром.
А для того, чтобы открутить пробку понадобится разводной ключ. Проблема в том, что такие заглушки закручивались на пакле с краской, да и бывают хорошо залиты во время окрашивания батарей. Растворить краску поможет немного керосина. Его нужно нанести на место стыка заглушки с радиатором и подождать 15-20 минут. Даже после этого может понадобиться приложить немалое усилие, чтобы сдвинуть пробку по резьбе.
Умельцы прошлых лет упрощали себе задачу, устанавливая на такие заглушки обычный кран. Вид они, конечно, портили, но стравливать воздух становилось легче.
После процедуры заглушка обматывается лентой ФУМ и вставляется на прежнее место.
Если не рассчитать усилия и вывернуть заглушку полностью, горячая вода хлынет потоком! Вот почему важно перекрывать стояк – если этого не сделать, вставить заглушку обратно практически не реально
Автоматический воздухоотводчик
Чтобы не обременять себя процедурами стравливания воздуха, можно установить автоматический клапан.
Они оснащены поплавком, который плотно закрывает отверстие сброса до тех пор, пока в системе есть вода.
Когда же просачивается газ, поплавок опускается и открывает отверстие – воздух выходит.
У этих устройств есть слабость – им желательно бы работать с очень чистой водой, которой не бывает в централизованных системах отопления. Поэтому автоматический механизм нужно ставить вместе с фильтрами. Но и это не гарантирует полной безопасности воздухоотводчика. Может понадобиться, периодически чистить его или заменять.
Если через несколько лет исправной работы, автоматический клапан начал «подкапывать», дело либо в уплотнительном кольце (нужно поменять прокладку или намотать на резьбу ленту ФУМ), либо игла механизма обросла солями (потребуется снять крышку и почистить иглу).
Устранение воздушной пробки
Спустить воздух с отопления закрытого типа можно через воздухоотводчик в верхней точке системы или через краны на радиаторах
Если правильно спроектировано отопление, то как спустить воздух из него, не будет представлять труда. Можно устроить так, что стравливание скопившегося воздуха будет происходить автоматически, по мере его накапливания. Для этого служат специальные приспособления — воздухоотводчики, установленные в критических точках. В иных случаях необходимо приобрести навыки, как спустить воздух из отопительной системы в ручном режиме.
При этом имеет значение:
- открытый или закрытый тип системы;
- естественная или принудительная циркуляция теплоносителя;
- верхний или нижний вариант разводки труб;
- соблюдены ли уклоны труб по горизонтали.
Спускной кран на радиаторе
Процедура удаления скопившегося в батарее воздуха через кран Маевского не представляет сложности
В многоквартирных домах у жильцов не возникает вопроса, как спустить воздух с отопления, об этом должны беспокоиться специалисты управляющей компании. Хотя в старых пятиэтажках так устроено отопление, что спустить воздух из него возможно только через радиатор в квартире верхнего этажа, и заниматься этим периодически приходится самим жильцам. Более острой выглядит проблема завоздушивания для владельцев частных домов, имеющих автономное отопление — спустить воздух периодически бывает необходимо. Чтобы спустить воздух из радиатора водяного отопления, применяется игольчатый воздушный клапан, т.н. кран Маевского. Такое устройство устанавливают в верхнем торце радиаторной батареи, вместо заглушки. Иногда его также применяют для спуска воздуха из трубы полотенцесушителя. Различные модели кранов Маевского несколько различаются, поэтому перед тем как спустить воздух в радиаторах отопления, нужно ознакомиться с инструкцией. Открывают клапан крана или рожковым ключом, или обычной отверткой, или просто рукой.
Рассмотрим, как спустить воздушную пробку из батареи отопления при помощи установленного на ней крана Маевского:
- подготовить инструменты (ключ или отвертку) и емкость для сбора воды;
- открыть полностью термостат, затем открутить на пол-оборота кран Маевского;
- воздух начнет выходить через клапан с легким шипением;
- подставить емкость и держать клапан открытым, так как спускать воздух из радиатора отопления нужно, пока не потечет вода;
- при появлении плотной струйки воды можно закрутить кран.
Спуск воздуха через расширительный бак
Оснащение расширительного бака полуавтоматическим поплавковым механизмом позволит поддерживать постоянный уровень воды
В частных домах устройство отопительных систем бывает различным, оно зависит от особенностей планировки зданий. Для разных типов систем применяются соответствующие расширительные баки — открытые или закрытые. Поэтому индивидуальным домовладельцам чаще приходится задумываться, как целесообразнее — спустить воздух из радиатора отопления или через расширительный бак.
В системе открытого типа пузырьки воздуха имеют свободный выход через расширительный бак, установленный на чердаке. Если нормально работает отопление, спускать воздух из системы нет необходимости, поскольку он выходит сам. Но жидкость постепенно испаряется, и уровень воды в открытом расширительном баке может опуститься настолько низко, что в верхней части подающего трубопровода появится воздушная пробка. При этом циркуляция теплоносителя замедлится или совсем прекратится, и в этой ситуации уже должна идти речь о том, как спустить воздух из отопительной системы.
Чтобы выгнать воздушную пробку, можно долить воды в расширительный бак сверху, но лучше пополнить объем жидкости в системе через нижний кран, подключенный к водопроводу. Поступающая снизу вода заполнит пустоту в трубе и выдавит воздух наружу через отверстие расширительного бака.
Эластичная мембрана внутри расширительного бака закрытого типа компенсирует перепады давления теплоносителя
В закрытых системах используются мембранные расширительные баки. Иногда в них происходит разрыв мембраны, и тогда в систему попадает воздух. Если удается установить, что причина завоздушивания — неисправный расширительный бак, его придется заменить. Но перед началом ремонта, до того как спускать воду из системы отопления, нужно подготовить всё необходимое, чтобы не оставлять надолго дом без тепла.
Разновидности
Существует три разновидности воздухоотводчиков, различающихся между собой принципом действия и конструкцией:
1. Ручной кран Маевского. Это простейшее приспособление, которое управляется в ручном режиме. При обнаружении неравномерности прогрева радиатора кран можно открыть ключом или любой отверткой, а затем, по мере выхода из радиатора воздуха, завернуть кран в обратном направлении.
На фото кран Маевского ручного типа
2. Автоматический кран. Отличием автоматического крана является отсутствие ручного управления его работой. Его конструкция и принцип работы несколько отличаются от функционирования ручного крана. Изготовлен автоматический кран из латуни в виде цилиндра, но игольчатого клапана в его конструкции не предусмотрено. Вместо него используется поплавок из пластика. Как работает кран Маевского с автоматическим управлением? Пластиковый поплавок, в зависимости от наличия в системе воздуха, перемещается внутри крана и управляет открытием и закрытием затворника. Все происходит без вмешательства людей.
Принцип действия автоматического крана Маевского фото выше демонстрирует визуально.
Все автоматические краны имеют возможность ручного управления, чем можно воспользоваться, когда происходит засорение проходного отверстия.
3. Кран со встроенным предохранительным устройством. У такой разновидности крана Маевского принцип его работы несколько отличается от привычного стравливания воздуха. Предохранительный клапан способен контролировать давление теплоносителя в системе. Если давление теплоносителя превысит предельное значение, достигнув 15 атмосфер, клапан сработает и начнет принудительно стравливать теплоноситель из отопительной системы. Тем самым предотвращается повреждение отдельных элементов системы в случае внезапных гидроударов.
Особенно актуальна установка воздухоотводчиков с предохранительными клапанами в системах отопления из полипропиленовых и металлопластиковых труб, которые могут не выдержать повышенного давления.
Чем опасны воздушные массы в радиаторе отопления
Свидетельствовать о попадании воздушных пузырьков внутрь отопительной системы могут характерные булькающие звуки, которые будут доноситься из батареи, да и сама поверхность радиатора нагреваться практически не будет.
Опасность будет заключаться в том, что кислород ускоряет коррозию, что негативно отражается на целостности всей системы. Причины его попадания могут быть разными, однако зачастую речь идет о существенных нарушениях осуществления монтажных работ самой системы, использование некачественного теплоносителя.
Причины появления воздуха в системе отопления
Все без исключения жители нашей страны знакомы с термином «воздушная пробка» не понаслышке. Такие явления крайне распространены весной, сразу после того, как был осуществлен запуск котельных, который сопровождается подачей теплоносителя в квартиры.
Зачастую жители верхних квартир наблюдают ситуацию, когда верхняя часть батареи остается холодной, в то время как ее нижняя часть практически не нагревается. Дело в скоплении воздуха в радиаторах отопления. Причин может быть несколько:
- Самостоятельное подключение системы теплового водяного пола, который не допускается в квартирах старого образца. В нем трубы будут находиться на разной высоте.
- Воздухозаборные системы также могут выйти из строя.
- Стыки труб были загерметизированы неправильно, после чего образовалась утечка теплоносителя. Такие течи заметить сложно, а горячая вода может и вовсе испаряться. Неплотные швы являются частой причиной попадания внутрь системы воздушных пузырьков.
- Наполнение системы было осуществлено с нарушениями. Заполнение осуществляется медленно, так как трубы некоторое время стояли пустыми. Таким образом, одновременно осуществляется и спуск воздуха из системы.
- Воздушные пробки могут образовываться и вследствие выделения пузырьков из нагретого теплоносителя. Они будут стремиться попасть в верхнюю часть системы – на верхние этажи многоквартирных домов.
- При недостаточном давлении внутри системы. Низкое давление приведет к образованию пустот, которые будут заполняться воздухом.
- Несоблюдение направления и величины уклона используемых при закладке магистрали трубопроводов.
- Любые разборки или сборки системы будут сопровождаться завоздушиванием.
Причины образования воздушной пробки в отоплении
Подобная неисправность становится следствием:
- Неправильного монтажа. Если разводка труб не выполнена с постоянным уклоном, то криволинейные участки системы станут местами, где воздушные пробки будут образовываться регулярно.
- Нарушения герметичности. В этому случае воздух будет поступать через различные соединения или трещины в трубах.
- Нарушений в монтаже воздухоотводчиков. Или забивания элементов устройства твёрдыми частицами.
- Игнорирования правил подготовки системы к отопительному сезону.
- Ремонтных работ или профилактики.
- Пополнения объёма, поскольку в жидкости содержится определенный процент газовых пузырьков.
Следовательно, образование пробки может стать следствием естественных причин или ошибок в монтаже. Знание причины позволит выбрать оптимальный метод устранения неисправности.
Виды воздухоотводчиков и мест их установки
Также имеет название игольчатый радиаторный клапан отличается своей простотой и долговечностью, изготавливается из латуни. Конструкция предполагает корпус и винт конической формы. Все детали герметично прилегают друг к другу и надежно удерживают воду в батарее. При открытии воздух выпускается из маленького отверстия сбоку. Кран Маевского бывает разных конструкций и в зависимости от этого может открываться по-разному.
Установка такого крана не требует особого профессионализма. Главное выбрать кран правильного размера. Перед установкой нужно слить воду из вашей батареи, а затем выкрутить заглушку в пробке радиатора. Для большей надежности можно намотать на резьбу ФУМ-ленту.
Автоматический воздухоотводчик.
Это устройство автоматически выводит все газы, скопившиеся в трубопроводе, и тем самым несомненно удобнее крана Маевского. Изготавливается из бронзы и нержавеющей стали. Может устанавливаться с отсекающим клапаном, который нужен для того, чтобы беспроблемно заменять воздухоотводчик.
Автоматический воздухоотводчик устанавливается в самых высоких местах отопительной системы, поскольку газ легче жидкости и поднимается наверх. Специалисты рекомендуют ставить отводчик за котлом, на коллекторах и на самых высоких точках, где проходят трубы.
Цены на такое оборудование начинаются с 300 рублей.
Сепаратор воздуха.
Принцип действия этого устройства основана на отделении газа от жидкости и удаляет из системы все микропузырьки и растворенный в воде кислород. В конструкции применяются специальные PALL-кольца, и все микроскопические пузырьки воздуха отлавливаются их поверхностью. Помимо улавливания пузырьков, сепараторы так же ловят грязь, циркулирующую в системе.
Устанавливается сепаратор сразу после котла, так как большинство кислорода высвобождается из воды при нагреве и их лучше всего удалять сразу.
Такое оборудование можно назвать продвинутым и цены на него, соответственно, выше – от 10 тысяч рублей.
Многоступенчатая система.
Считается самым эффективным методом удаления воздуха, скопившегося в трубах и радиаторах. Заключается он в том, что комбинируется несколько видов устройств в одной схеме. Обычно выглядит следующим образом:
- Кран Маевского на батареях.
- Автоматический воздухоотвод рядом с котлом.
- Воздухоотводы на коллекторах.
- Сепаратор после котла.
Самый лучший вариант обычно обходится большей ценой, чем остальные и наш случай не исключение. Точная цена формируется из конкретной схемы.
Автоматический воздухоотводчик
Это металлический агрегат, крепящийся на радиатор, который сконструирован для автоматического удаления воздуха без участия человека. Внутри находятся поплавок и игольчатый клапан. Эти два механизма создают баланс воздухоотводчика. В рабочем состоянии корпус заполнен водой, поплавок поднят, клапан закрыт. Образовавшийся воздух постепенно поступает в прибор, поплавок под его воздействием опускается и открывает клапан, что позволяетвоздуху выйти наружу. Эти приборы обычно устанавливают в высших точках отопительной системы, где скапливается наибольшее его количество.
Автоматический воздухоотводчик
Эти агрегаты могут быть прямыми или угловыми, в зависимости от конфигурации батарей. Важно, что выпускное отверстие всегда должно быть направлено вверх.
Автоматический угловой воздухоотводчик
Автоматический воздухоотводчик устанавливается двумя способами.
- Прямая установка в резьбу.
- Установка через отсечной клапан. Этот клапан позволяет снимать воздухоотводчики без отключения системы. Снимают их для периодической чистки, так как в загрязненном примесями состоянии он перестает правильно работать.
Чтобы избежать проблем при установке этого механизма, соблюдают ряд правил. Откручивать и закручивать его можно только гаечным ключом, так как при использовании разводного можно не рассчитать усилия, и он треснет. За корпус воздухоотводчика во время проведения работ держаться нельзя – можно сломать.
Автоматический воздухоотводчик на батарее
Цена на автоматический агрегат от 300 до 500 рублей, что значительно дороже его механических аналогов. Известные фирмы, выпускающие воздухоотводчики – Danfoss и Wind.
Автоматический воздухоотводчик Danfoss
Нижний розлив с администраторским доступом — удаление воздушной пробки
Одно дело, если проблему можно решить только из собственной квартиры или при помощи обращения к специалистам. Другое дело – если роль специалиста можно сыграть самостоятельно, например, получив доступ в подвал.
Решение проблемы в этом случае осуществляется следующим образом:
- Перед тем, как удалить воздух из системы отопления, ее необходимо перепустить, для чего первым делом закрывается отопительная задвижка и открывается находящийся под ней канализационный сброс;
- После выполнения предыдущих действий системе нужно дать около 5-10 минут на выход воздуха;
- Если желаемый эффект не был достигнут, систему нужно перепустить в обратную сторону;
- После стравливания воздуха нужно закрыть сброс и вернуть все задвижки в исходное положение, чтобы отопительный контур продолжил функционирование в штатном режиме.
Отдельные стояки, с которыми возникли проблемы, тоже вполне можно перепустить с подвального уровня. Для этого достаточно перекрыть вентиль одного из соединенных стояков и открыть сброс. Вероятность удачного стравливания воздуха в таком случае достаточно высока, а если один из стояков используется в качестве холостого, то работа обязательно увенчается успехом.
Даже в том случае, если вместо сбросов на стояках установлены заглушки, найдется пара способов того, как избавиться от воздушной пробки в системе отопления:
- Первый вариант – перекрыть оба стояка, сбросить их, а потом поменять одну из заглушек на шаровый кран с резьбой типа «папа-мама». Конечно, для такого варианта потребуется сам кран – но его стоимость невелика, и такие затраты уж точно стоят того, чтобы отопительная система могла продолжать работу.
- Для второго варианта нужно закрыть расположенные на стояках вентили, а потом выкрутить одну заглушку. Стояк переводится в режим сброса, останавливается, и потом предыдущие операции повторяются в обратном порядке. Таким способом стравливания воздуха можно пользоваться только при температуре теплоносителя ниже 45 градусов – в противном случае человек, выполняющий эту работу, может серьезно обжечься.
Спуск воздуха из обогревательных приборов
До того, как спустить воздух из радиатора и из системы, необходимо ознакомиться с особенностями этой процедуры и приготовить инструменты и материалы
Важно понимать, как стравить воздух из батареи правильно. Нужно иметь в распоряжении особый ключ, который поможет открыть воздушный клапан на батарее
Лучше всего для такой работы подходит радиаторный ключ – его можно купить в хозяйственном магазине.
Если предстоит работа с современной батареей, тогда подойдет простая отвертка. Также следует приготовить емкость для слива теплоносителя и несколько тряпок на случай возникновения непредвиденной ситуации.
Инструкция по правильному спуску воздуха с батареи выглядит так:
Сначала осматривают батарею и находят небольшой клапан (кран Маевского). Располагается он в верхней части прибора, иногда таких устройств бывает несколько. Откручивают кран до тех пор, пока не раздастся шипение воздуха
Действовать необходимо осторожно и плавно. Под клапан подставляют емкость. Следует дождаться, пока весь скопившийся воздух не выйдет наружу. Об этом свидетельствует тонкая струйка воды, которая прекратила пузыриться
По мнению некоторых специалистов, нужно сливать примерно 2 – 3 ведра после того, как теплоноситель начнет стекать без газов. Это нужно для перестраховки, чтобы не проводить данную процедуру повторно. Клапан закручивают обратно.
Кроме крана Маевского стравить воздух из батареи можно с помощью автоматизированных воздухоотводчиков. Они предназначаются для теплоснабжающих систем и удаляют пробки самостоятельно.
Эти устройства отличаются компактностью и надежностью, но нужно соблюдать осторожность, ведь клапаны находятся без присмотра и даже незначительное нарушение процесса может привести к подтоплению подвала или чердака.
Иногда возникают ситуации, когда при монтаже отопительной системы не были установлены специальные изделия, предназначенные для ликвидации завоздушивания. Чтобы выпустить из прибора лишний воздух, требуется газовый или разводной ключ для откручивания заглушки.
Делать эту работу нужно неспешно. Если заглушка не откручивается, а такие ситуации чаще всего происходят с чугунными радиаторами, на резьбу следует нанести особую смазку. Через время попытку повторяют. После того, как удалось открутить заглушку, действуют точно также, как с обычным краном.
В завершении работы пробку возвращают на место, не забыв намотать на резьбу лен или ФУМ ленту, что позволит не допустить подтеканий и обеспечит герметичность соединения.
Если воздух собрался в системе обогрева частного дома, спуск теплоносителя производят при помощи расширительного бачка. Эта емкость располагается в наивысшей точке теплоснабжающей конструкции. После спуска воды следует немного обождать, затем открутить кран на баке.
Как правило, при повышении температуры в батарее пробка удаляется самостоятельно. Если произведенные действия завершились безрезультатно, то воду в отопительном контуре нужно довести до кипения и тогда воздух непременно выйдет.
Зная, как спустить воздух с батареи отопления и системы, можно избежать возникновения множества проблем. В целях профилактики подобную процедуру следует проводить перед началом отопительного периода. По мнению специалистов, двух раз (для проверки и контроля) будет достаточно. Если в конструкции обнаружены дефекты или поломки, то количество спусков бывает больше.
Как избежать появления воздушных пробок
Если тепловая магистраль изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ и ТУ (технических условий), то появление воздушных масс в ней минимизировано. Еще одно условие для предотвращения этого явления — правильный процесс заполнения системы водой. Он имеет свои особенности для открытого и закрытого отопительных контуров.
Открытый контур
Схема открытого отопительного контура дает представление о том, в каком порядке следует заполнять такую систему водой после промывки. В самой верхней ее точке находится расширительный бак, а в нем — специальный патрубок. Его назначение — защита магистрали от перелива.
Такой контур заполняется следующим образом:
- В нижней точке находится запорный кран, с помощью которого происходит подача холодного теплоносителя в контур.
- Отопительный котел п еред началом заполнения системы отключается.
- После этого начинается заполнение контура. Поступающий кран в нижней части контура открывается таким образом, чтобы затекание теплоносителя шло очень медленно. В цифровом выражении это выражается в пропорции 1:3. Это означает, что кран нужно отвернуть только на одну треть входного диаметра трубы.
- Заполнение продолжается до тех пор, пока теплоноситель не потечет через шланг перелива. Затем водопроводный кран закрывается.
- Затем на всех радиаторах производится открытие воздухоотводчиков для обеспечения качественного заполнения системы.
- Котел снова подключается. Его краны желательно открывать очень медленно.
- Следующий шаг — доливание теплоносителя в таком же медленном темпе, при этом расширительный бак заполняется на 60—70 %.
- Обязательно выполняется проверка работы отопительной системы.
- Происходит включение котла для прогрева.
- Проводится обследование радиаторов и труб, чтобы выявить места, где отсутствует или является слабым тепло. Это свидетельствует о наличии пробки в магистрали отопления.
- Выявив причину возникновения завоздушивания, процедуру повторяют.
Как убрать лишний воздух из батареи
Перед тем как спустить воздух с системы отопления, надо хорошо разобраться в особенностях данной процедуры и подготовить все необходимые инструменты и материалы. Рассмотрим, как удалить воздух из системы отопления более подробно. Для такой работы понадобится специальный ключ, с помощью которого можно будет открыть воздушный клапан на радиаторе.
Лучше всего подойдет радиаторный ключ. Продается он в любом хозяйственном магазине. Если же установлена современная батарея, можно взять и простую отвертку. Надо подготовить и емкость, в которую будет сливаться теплоноситель. А также иметь рядом пару тряпок при возникновении непредвиденных ситуаций.
Алгоритм действий, как правильно стравить воздух из системы отопления, приведен ниже:
Осмотреть батарею и найти небольшой клапан (или кран Маевского, как его чаще всего называют). Устанавливают его в верхней части радиатора. Иногда таких устройств несколько. Но зачастую обходятся и одним клапаном. Открутить кран пока не послышится шипение воздуха
Отвинчивать надо осторожно, плавно. Подставить под клапан емкость
Нужно дождаться, пока весь скопившийся воздух не выйдет наружу. Когда вода будет выходить тонкой струйкой и прекратит пузыриться, значит, воздух из системы вышел. Некоторые специалисты советуют слить около 2-3 ведер воды после того, как начнет бежать вода без газов. Делается это для перестраховки, чтобы не пришлось выполнять подобные операции вновь. Закрутить кран обратно.
Помимо кранов Маевского часто используются и автоматизированные воздухоотводчики для систем отопления, которые стравливают лишний воздух самостоятельно. Такие автоматические агрегаты компактны и надежны. Но в это же время надо быть предельно осторожным. Ведь работает клапан без присмотра. И малейшее нарушение в процессе может стать причиной подтапливания чердака либо стояка.
Некоторые нюансы
Бывают ситуации, когда мастера при монтаже системы теплоснабжения не проводят установку специальных клапанов для спуска лишнего воздуха. Рассмотрим, как выпустить воздух из батареи отопления в этом случае. Для работы потребуется разводной либо газовый ключ. С его помощью нужно открутить заглушку. Делать это нужно очень медленно. Иногда заглушка не откручивается. Чаще всего это случается, если батарея чугунная. При этом надо на резьбу нанести специальную смазку и спустя некоторое время повторить попытку вновь.
Когда заглушка откручена, выполняется тот же алгоритм действий, что и с обычным краном. Когда пробка закручивается на место, надо не забыть намотать на резьбу либо ФУМ ленту, либо лен. Это позволит избежать подтеканий и придаст герметичности соединению.
Если скопился воздух в системе отопления частного дома, спуск воды придется делать при помощи расширительного бачка.
Данная емкость всегда расположена на высшей точке системы обогрева. Когда вода спущена, нужно немного подождать, и потом открутить кран на расширительном баке. Обычно при повышении температуры батареи пробка выходит самостоятельно. Если же подобные действия оказались нерезультативными, то следует довести воду в контуре до кипения. В этом случае пробка обязательно выйдет.
Как часто надо спускать воздух?
Зная, как стравить воздух из системы отопления, можно предупредить и решить множество проблем. Но как часто надо проводить подобную процедуру в целях профилактики? Как правило, делать это нужно в начале отопительного сезона. Двух раз вполне достаточно (первый раз для проверки, второй для контроля). Конечно, если в системе имеются дефекты либо она неисправна, то количество спусков может быть и большим.
Если в квартире установлены алюминиевые радиаторы. то прежде чем запускать систему надо произвести спуск воды. Это поможет увеличить срок службы батареи в разы.
Причины появления воздуха в батареях
На первый взгляд может показаться, что воздуху в батареях просто неоткуда взяться, ведь система отопления круглый год находится в заполненном состоянии. Номинально так оно и есть, о чем говорят все существующие нормативы – но на практике поддерживать герметичность системы все время попросту невозможно, и со временем это провоцирует удаление воздушной пробки воздуха в системе отопления.
Воздух появляется в батареях из-за следующих факторов:
- Сезонные ремонтные и профилактические работы. Хотя бы раз в год отопительную систему приходится проверять и, при необходимости, ремонтировать. По инструкции нужно заполнять контур после замены каждого элемента конструкции – но воды на это уйдет слишком много, поэтому жилищно-коммунальные службы не идут на такие затраты.
- Замена отопительных приборов. Еще одна причина появления воздуха в радиаторах – их замена или перенос жильцами квартир. Разумеется, каждый сброс стояка может стать причиной его завоздушивания.
- Физические процессы. Когда все вентили закрыты, а трубопровод охлаждается, то объем находящегося в нем теплоносителя уменьшается. Если в такой ситуации открыть хотя бы один вентиль – батареи окажутся завоздушены, и придется думать, как стравить воздух из батареи.
- Повреждения элементов системы. Самым слабым звеном в отопительных системах многоквартирных домов являются чугунные радиаторы, которые при отключении отопления начинают течь из-за теплового расширения. В какой-то момент приходится решать серьезную проблему – менять все батареи в подъезде или же попросту сбросить систему до наступления отопительного сезона.
Устройство и схема работы крана
Кран Маевского состоит из следующих элементов:
- корпуса, который, как правило, изготавливается из латуни или стали с дополнительным напылением цинка (хрома), отличающимися устойчивостью к высокой температуре и коррозии;
- запорного винта, позволяющего открывать и перекрывать устройство;
- входного и выходного отверстий, через которые происходит удаление воздушной пробки.
Внутреннее устройство крана Маевского
Для придания оборудованию более эстетичного вида корпус закрывается пластиковым коробом.
Принцип работы данного вида арматуры отопительной системы следующий:
- при обнаружении неравномерного прогревания батареи поворачивается запорный винт;
- запорный винт открывает сливной клапан, через который происходит стравливание воздуха;
- после завершения выполнения стравливания кран перекрывается путем вращения запорного винта в обратную сторону.
Как работает кран Маевского
Как развоздушить алюминиевые, биметаллические и чугунные батареи
В зависимости от материала изготовления радиатора, процедура отвода газа может отличаться:
- Алюминиевые батареи славятся своей дешевизной и высокой теплопроводностью. Однако алюминий является не очень удачным вариантом для изготовления отопительного прибора, т.к. он способен вступать в реакцию с окружающими веществами. В результате это приводит к выделению водорода. В случае возникновения завоздушенности алюминиевой батареи проблема решается использованием крана Маевского. Для вывода водорода наружу в качестве внутреннего покрытия применяется специальная пленка. К сожалению, она имеет ограниченный срок действия.
- В биметаллических батареях применяется другой подход: внутренние поверхности приборов, напрямую контактирующих с водой, изготовляются из водостойкого металла. Для изготовления ребер используется алюминий. При использовании термостатов это позволяет осуществлять прокачку системы и стравливание газа.
- Спустить воздух из чугунной батареи, как правило, помогает кран Маевского или автоматический воздухоотводчик.