Как спустить воздух из радиатора отопления: инструкция, советы

Причины возникновения

Жителям высоток приходилось сталкиваться с неприятной ситуацией, когда на последних этажах тепло до них не доходит при запуске отопительного сезона. Причин возникновения завоздушивания бывает несколько:

  • ремонтные работы, например, разбор трубопровода;
  • при монтаже не соблюдены направления уклона, размеры магистралей трубопровода;
  • низкое давление;
  • ошибка при наполнении системы отопления;
  • плохая герметизация стыков — через них осуществляется утечка теплоносителя;
  • подключение к отоплению теплого пола;
  • неисправная работа воздухозаборных устройств.

В этом видео вы узнаете как удалить воздух из радиатора:

Проживая в частном доме, сильно беспокоиться из-за небольшой завоздушенности системы не стоит. В ней теплоноситель меняют редко, следовательно, воздух стравится самостоятельно через один-два дня.

Причины появления воздуха

Завоздушивание (так еще называют этот процесс) может произойти по причине человеческого фактора или при нарушении технологии отопительного режима.

Наиболее вероятные причины появления воздушной пробки:

  1. Производство ремонтных работ (сборки и разборки трубопровода), что неизбежно способствует скоплению воздуха.
  2. Нарушения при монтаже отопления угла и направления уклона трубопроводных магистралей.
  3. Сниженное давление в водопроводной системе, при котором уровень воды понижается, заполняя воздухом образовавшиеся пустоты.
  4. Выделение воздушных пузырьков при нагревании воды, которые поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки.
  5. Неправильное наполнение магистрали по скоростному режиму.
  6. Утечка теплоносителя при некачественной герметизации стыков труб, в результате чего в водопроводную систему попадает воздух.
  7. Неисправности в устройствах воздухозабора.

Нижний розлив с пользовательским доступом

Отличительной особенностью нижнего розлива является попарное подключение стояков отопления. Розливы подачи и обратки при такой схеме располагаются в подвале здания, а между ними стояками располагаются вентили. За вентилями устанавливаются или заглушки, или краны, позволяющие сливать воду при необходимости.

Имеющийся в стояках системы воздух при нижнем розливе выдавливается в верхние участки попарно соединенных стояков. На верхнем этаже (как правило, в квартирах, но иногда и в чердачном помещении) между стояками имеется перемычка, возле которой устанавливается кран Маевского, позволяющий стравливать воздух из системы.

Знать о том, как выгнать воздушную пробку из системы отопления, нужно в первую очередь жильцам квартир на верхних этажах:

  • Кран поворачивается на 180 градусов, и из него с шипением начнет выходить воздух;
  • Когда из радиатора станет течь вода, кран необходимо закрыть.

При проживании на любом другом этаже достаточно будет попросить соседей сверху стравить воздух в свободное время. В том случае, если по какой-то причине договориться с соседями не получается, нужно будет подать соответствующую заявку в местную жилищную организацию. Главное при этом – добиться того, чтобы заявка была принята по всем правилам, и тогда при возникновении проблем с отоплением можно будет в дальнейшем потребовать перерасчета.

Необходимость в установке автоматических воздухоотводчиков

Для того, чтобы удалить воздушные массы из системы отопления закрытого типа, можно использовать автоматические устройства, которые не требуют участия кого-либо. Показатель производительности находиться у него на высоком уровне, однако прибор крайне чувствителен к посторонним примесям.

Без специальных фильтров здесь не обойтись. Ставить их следует как на обратке, так и на подающей линии. Автоматические отводчики воздушных масс оснащены некоторыми ступенями очистки, которые позволят удалять воздушные массы из приборов любой категории, группы или размера.

Нижний розлив с администраторским доступом — удаление воздушной пробки

Одно дело, если проблему можно решить только из собственной квартиры или при помощи обращения к специалистам. Другое дело – если роль специалиста можно сыграть самостоятельно, например, получив доступ в подвал.

Решение проблемы в этом случае осуществляется следующим образом:

  • Перед тем, как удалить воздух из системы отопления, ее необходимо перепустить, для чего первым делом закрывается отопительная задвижка и открывается находящийся под ней канализационный сброс;
  • После выполнения предыдущих действий системе нужно дать около 5-10 минут на выход воздуха;
  • Если желаемый эффект не был достигнут, систему нужно перепустить в обратную сторону;
  • После стравливания воздуха нужно закрыть сброс и вернуть все задвижки в исходное положение, чтобы отопительный контур продолжил функционирование в штатном режиме.

Отдельные стояки, с которыми возникли проблемы, тоже вполне можно перепустить с подвального уровня. Для этого достаточно перекрыть вентиль одного из соединенных стояков и открыть сброс. Вероятность удачного стравливания воздуха в таком случае достаточно высока, а если один из стояков используется в качестве холостого, то работа обязательно увенчается успехом.

Даже в том случае, если вместо сбросов на стояках установлены заглушки, найдется пара способов того, как избавиться от воздушной пробки в системе отопления:

  1. Первый вариант – перекрыть оба стояка, сбросить их, а потом поменять одну из заглушек на шаровый кран с резьбой типа «папа-мама». Конечно, для такого варианта потребуется сам кран – но его стоимость невелика, и такие затраты уж точно стоят того, чтобы отопительная система могла продолжать работу.
  2. Для второго варианта нужно закрыть расположенные на стояках вентили, а потом выкрутить одну заглушку. Стояк переводится в режим сброса, останавливается, и потом предыдущие операции повторяются в обратном порядке. Таким способом стравливания воздуха можно пользоваться только при температуре теплоносителя ниже 45 градусов – в противном случае человек, выполняющий эту работу, может серьезно обжечься.

Признаки воздушной пробки и ее вред

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Совет: Обнаружить скопление воздуха можно, постучав по батарее металлическим предметом. В зоне пробки звук будет более высоким и звонким, чем в части, наполненной водой.

Верхний розлив с администраторским доступом

Если в здании используется верхний розлив, то это значит следующее: точка подачи теплоносителя находится на чердаке, а обратный контур располагается в подвальном помещении. При такой конфигурации стояки подключаются снизу и сверху, при этом имея одинаковую функциональную нагрузку, поэтому в пределах одного этажа система поддерживает равную температуру.

Когда контур запущен, воздух из радиаторов перемещается по стоякам в подающую линию, а после этого попадает в находящийся в верхней точке системы расширительный бак. Перед тем, как стравить воздух из радиатора отопления, нужно будет сначала открыть домовые задвижки, потом выйти на чердак и открыть встроенный в бак кран. Через какое-то время воздух попросту выдавится из системы, и теплоноситель сможет спокойно циркулировать дальше. Читайте также: «Как спустить воздух из радиатора отопления правильно – теория и практика».

Поводя краткие итоги, можно сказать следующее – при отсутствии опыта и понимания того, как работает отопительная система в многоквартирном доме, лучше не думать о том, как стравить воздух из радиатора самостоятельно. Например, при верхнем розливе существует немалый риск заливания расположенных на верхних этажах квартир, поэтому такую работу лучше передоверить специалистам из жилищной компании.

Как спустить воздух из батарей в частном доме

В частных домах тоже может возникнуть ситуация, при которой в отопительной системе появится воздух. Важно скорее не то, как система отопления в частном доме завоздушена, а то, как избавляться от ненужного воздуха. Универсального решения этой проблемы нет – отопление частного дома обычно проектируется в индивидуальном порядке, поэтому собранная конструкция имеет массу собственных нюансов.

Впрочем, во всех типах отопительных систем имеются схожие особенности, которые нужно изучить перед тем, как спустить воздух из батареи:

  1. Если отопление имеет принудительную циркуляцию, то возле насоса всегда устанавливаются специальные воздухоотводящие элементы (как правило, они располагаются или перед насосом, или непосредственно в котле). Воздух в системе при наличии таких элементов чаще всего оказывается из-за их засорения.
  2. Клапаны для отвода воздуха могут устанавливаться и непосредственно на батареи, но только в том случае, если они располагаются выше точки розлива. Если же розлив находится где-то на верхнем уровне, то воздушный клапан нужно искать в самой верхней его точке.
  3. На всех вертикальных изгибах розлива имеются собственные воздушники. При их отсутствии для стравливания воздуха придется воспользоваться одним из описанных выше способов.

Перед тем, как выпустить воздух из батареи, нужно убедиться в том, что система отопления запущена правильно – иногда причиной ее остановки оказывается перекрытый на одном из участков вентиль.

Завоздушивание системы отопления причины

Решая задачу, как убрать воздух из системы отопления, полезно изучить причины, вызывающие завоздушивание, основные из них:

  • Неправильный монтаж. Для того, чтобы вода поступала в котел с естественной циркуляцией, необходимо выдерживать постоянный уклон при разводке труб. Несоблюдение данного условия приводит к появлению воздушных пробок на криволинейных участках.
  • Нарушение герметичности. Если в трубопроводе отопительного контура появляются дефекты в виде различного вида трещин и разгерметизации резьбовых, паяных, компрессионных соединений, через них проникает воздух, приводя к завоздушиванию всей системы.
  • Неправильный монтаж воздухоотводчиков. Удаление воздуха из системы отопления частного дома обычно осуществляют с помощью воздухоотводчиков в радиаторах отопления (краны Маевского), на распределительных коллекторах для теплых полов и в высшей точке отопительного контура. Если данные условия не соблюдаются в полном объеме, вероятность завоздушивания системы существенно возрастает.
  • Неисправность воздухоотводчиков. Теплоноситель может содержать в своем составе продукты распада (окисления) металлических узлов, просроченного антифриза или соли металлов. Нахождение в системе твердых взвешенных частиц приводит к забиванию входных отверстий, каналов воздушных клапанов воздухоотводчиков и делает невозможным их нормальное функционирование.
  • Несоблюдение правил заливки теплоносителя. Одна из причин, почему завоздушивается система отопления в частном доме, является ее неправильная подготовка к эксплуатации. При наполнении теплоносителем контуров радиаторной отопительной и системы теплых полов следует придерживаться несложных правил, в противном случае их нарушение приведет к образованию воздушных пробок.
  • После проведения ремонтных работ.Одна из причин, почему воздушит систему отопления — попадание в трубопровод воздуха после ремонта или профилактического обслуживания отдельных узлов. К примеру, если снимают циркуляционный насос, перенаправляя теплоноситель по параллельному обходному байпасу, после его установки в прежнее положение возникнет проблема с наличием воздуха внутри корпуса.
  • При пополнении объема теплоносителя. После заливания в контур дополнительного количества рабочей среды повышается вероятность завоздушивания трубопровода в связи с тем, что жидкость имеет в своем составе высокий процент растворенного воздуха.

Техника безопасности и профилактические работы

Чтобы избежать травм и других проблем, нужно при стравливании воздуха соблюдать ряд правил:

  • Стержень из воздушного клапана выкручивать нельзя – напор разогретого теплоносителя не даст закрутить его обратно;
  • Корпус крана тоже нельзя выворачивать – сорвать резьбу очень просто, а ликвидировать последствия затопления квартиры сложно;
  • Радиаторные пробки нельзя откручивать даже частично – обратно их потом не вернуть, а выливающийся из радиаторов кипяток принесет массу негативных эмоций (про

Сколько нужно спускать воздух в батареях

Длительность процедуры определяют индивидуально. Все зависит от схемы, типа отопления, степени завоздушивания. Обычно процесс считается завершенный, когда из крана перестанет шипеть воздух, а вода потечет ровной струйкой.

Процесс развоздушивания считается завершенным, когда из крана стабильно струйкой течет вода

Чтобы уверенно убрать воздушную пробку в батарее отопления, через кран сливают 3 ведра воды. С таким количеством теплоносителя гарантированно уйдет весь воздух.

Определение проблемы

Для выявления воздушных пробок в отоплении нужно:

  • попробовать на ощупь батареи, и в случае, когда часть поверхности будет холодной или еле теплой, это будет означать воздух есть в системе;
  • в случае, если температура в помещении снизилась безо всяких на то причин;
  • если в радиаторе слышно бульканье.

Проверить нуждается ли система в стравливании очень просто, постучав предметом из металла по верхней части батареи, после чего, то же самое, проделать в ее нижней части. В месте возникновения пробки звук будет более звонким.

Как избежать появления воздушных пробок

Полностью на 100% исключить образование воздушных пробок невозможно даже в современном отоплении. А вот уменьшить вероятность их образования можно, если соблюдать ряд правил.

У смонтированного отопления по правильной схеме завоздушивание происходит редко

В первую очередь нужно правильно смонтировать все отопительные приборы, подобрать оптимальную схему отопления для конкретного здания. Батареи выставляют строго горизонтально. Укладку трубопровода выполняют с уклонами. Каждый радиатор оснащают краном Маевского или устанавливают автоматические воздухоотводчики. Причем узел дополнительно ставят на сложных участках трубопровода, где существует риск образования пробки.

В автономную систему доливают воду через обратку. Для этого предусматривают в нижней точке контура штуцер с запорным органом. Если автономная система открытого типа, постоянно поддерживают уровень воды в расширительном баке.

Как быть, если воздух остался

Иногда после спуска воздуха в батарее отсутствует нужный нагрев. Устранить неполадку можно, продув либо промыв батареи.

При автономной системе необходима проверка ее полноценного заполнения. Если теплоносителем является вода, то расширение наступает достаточно быстро. Когда показатели температуры снижаются, возникает дефицит воды.

Если возникает необходимость спуска воды через бачок, необходимо провести отключение жилища от отопления. Предварительно открываются задвижки.

Когда температура повышается, пробка выходит. Если этого не происходит, необходимо закипятить воду. После этого воздух непременно выйдет.

Стоимость ручных и автоматических воздухоотводчиков

Цены на воздухоотводчики для системы отопления зависят главным образом от металла, из которого они изготовлены, от производителя и размера клапана. Стоимость автоматического воздухоотводчика может колебаться от нескольких сотен рублей до нескольких тысяч за приборы импортного производства.

Сравнительная таблица цен основных видов и модификаций.

Номенклатура воздухоотводчикаСтоимость в регионах, розничная цена, руб/шт, без НДССтоимость в Москве, розничная цена, руб/шт, без НДС
Автоматический Броен Баллофикс (Испания)395,00373,00
AE32-17 автоматический ДУ 25 (DN 1) PN40 ф49 850—50 40049 350
Воздухоотводчик Navien насос Deluxe 13-40K, Deluxe Coaxial1000—1200890—1000
Воздухоотводчик ручной FHF-EM (Danfoss)710—740705
Воздухоотводчик ручной упрощенный12,00—15,0011,50—12,50
Воздухоотводчик ручной, 15, под отвертку19,75-22,0018,00—20,00

Увлажнители воздуха

В период отопления рекомендуется поддерживать необходимую для нормального проживания влажность в помещении. Для этого нужны увлажнители воздуха.

Их можно сделать своими руками. В интернете много информации для осуществления этой задумки. В противном случае, увлажнители воздуха на батареи отопления можно купить и установить самостоятельно. Как выпустить воздух из батареи вы можете узнать по ссылке.

Как избежать появления воздушных пробок

Если тепловая магистраль изготовлена в соответствии с требованиями ГОСТ и ТУ (технических условий), то появление воздушных масс в ней минимизировано. Еще одно условие для предотвращения этого явления — правильный процесс заполнения системы водой. Он имеет свои особенности для открытого и закрытого отопительных контуров.

Открытый контур

Схема открытого отопительного контура дает представление о том, в каком порядке следует заполнять такую систему водой после промывки. В самой верхней ее точке находится расширительный бак, а в нем — специальный патрубок. Его назначение — защита магистрали от перелива.

Такой контур заполняется следующим образом:

  1. В нижней точке находится запорный кран, с помощью которого происходит подача холодного теплоносителя в контур.
  2. Отопительный котел п еред началом заполнения системы отключается.
  3. После этого начинается заполнение контура. Поступающий кран в нижней части контура открывается таким образом, чтобы затекание теплоносителя шло очень медленно. В цифровом выражении это выражается в пропорции 1:3. Это означает, что кран нужно отвернуть только на одну треть входного диаметра трубы.
  4. Заполнение продолжается до тех пор, пока теплоноситель не потечет через шланг перелива. Затем водопроводный кран закрывается.
  5. Затем на всех радиаторах производится открытие воздухоотводчиков для обеспечения качественного заполнения системы.
  6. Котел снова подключается. Его краны желательно открывать очень медленно.
  7. Следующий шаг — доливание теплоносителя в таком же медленном темпе, при этом расширительный бак заполняется на 60—70 %.
  8. Обязательно выполняется проверка работы отопительной системы.
  9. Происходит включение котла для прогрева.
  10. Проводится обследование радиаторов и труб, чтобы выявить места, где отсутствует или является слабым тепло. Это свидетельствует о наличии пробки в магистрали отопления.
  11. Выявив причину возникновения завоздушивания, процедуру повторяют.

В первую неделю после подключения работа системы внимательно контролируется: уровень воды в расширительном баке, а также состояние радиаторов и труб. В случае необходимости, это позволит оперативно разрешить возникшие проблемы.

Заполнение систем закрытого типа

Подобным образом производят заполнение теплоносителем системы закрытого типа. Воду в нее тоже подают медленным потоком через специальный кран. Выполнить заполнение отопительной системы водой можно своими силами.

Следует действовать по следующей схеме:

  1. Для выполнения процедуры необходим прибор для измерения давления в системе — монометр.
  2. Начинается подача теплоносителя в трубопровод.
  3. Одновременно проводится контроль за давлением. Когда оно достигнет чуть более 1,5 бар, выключается подача.
  4. Теперь можно делать спуск воздуха из всех радиаторов через воздухоотводчики. При этом давление в системе должно начать понижаться.
  5. Дозированно добавляется теплоноситель в контур для поддержания его на нужном уровне.
  6. При полной стравке воздуха и наполнении магистрали теплоносителем давление должно соответствовать норме. Оно зависит от конкретного оборудования — от 1,5 до 2,0 бара.

Оптимально проводить заполнение закрытого контура вместе с помощником.

Технология:

  1. Первый стравливает воздушные массы из радиаторов.
  2. Второй контролирует уровень давления в отопительной системе. При необходимости добавляет или снижает интенсивность подачи.
  3. Первый подает сигнал о выходе воздуха из системы.
  4. Напарник доводит давление до заданного.
  5. Подача прекращается.

Профилактика

Эксперты рекомендуют делать профилактику один раз в год. Обычно это должно происходить в начале отопительного сезона. Это единственный правильный способ надежно избежать сбоев и излишне высоких затрат на отопление.

Для стандартизированных теплообменников, также называемых батареями, вам нужен небольшой гаечный ключ, с помощью которого вы можете открыть и закрыть вентиляционный клапан. Отводящий клапан расположен на противоположной стороне термостата. Для полотенцесушителя в ванной комнате клапан находится наверху (сзади).

На передней части в середине клапана находится квадратный штифт, с помощью которого элемент поворачивается. Если штырь имеет слот, вы также можете использовать отвертку вместо квадратного ключа. На стороне клапана находится небольшой ниппель или трубка с отверстием, из которой течет вода при открытии.

Если у вас есть собственная система отопления или газовый котел в квартире, вы должны отключить циркуляционный насос и подождать один час, чтобы любой существующий кислород в батареях мог собраться наверху. Когда насос включен, он закручивается в системе, уменьшая вероятность полного вентилирования. Если вы не можете самостоятельно выключить циркуляционный насос (например, центральное отопление), закройте систему отопления вашей квартиры.

После вентиляции всех теплообменников снова установите циркуляционный насос. Если сливается много воды, давление в системе отопления может уменьшиться. Если у вас есть такая возможность, проверьте давление на манометре системы и, если необходимо, увеличьте давление, добавив воду.

Различают несколько видов систем отопления:

  • ручные. Эти приборы имеют небольшой размер и устанавливаются на радиаторах в помещении. Регулировать их достаточно при помощи отвертки или ключа. Из-за низкой производительности такие воздухоотводчики используются только для местного удаления в пределах квартиры;
  • автоматические. Без постороннего вмешательства. Устройства очень эффективны, но очень чувствительны.

Места образования и устранение

Выпускать воздух из батареи нужно в том случае, если нет сомнений в его наличии. На завоздушивание указывают неожиданно возникшие булькающие звуки. Кроме того, хозяин начинает замечать, что прогрев неравномерный. Чтобы восстановить циркуляцию радиатора, требуется удалить воздух.

Если система полностью завоздушена, сначала определяют места образования пробок, постукивая по трубам молотком. Звук более сильный и звонкий в местах образования пробки, участки будут отличаться и более низкой температурой. Обнаружив место с воздухом, требуется выполнить следующие действия:

  1. Подготавливают ключ или отвертку, а также тазик для воды. Термостат открывают до максимального уровня, далее подставляют емкость.
  2. Открывают клапан, убедившись, что вся вода изнутри будет попадать в подставленную емкость. Можно дополнительно разложить вокруг тряпки.
  3. Клапан нужно держать открытым, пока не стечет вся жидкость. Легкое шипение указывает на выход воздуха. Значит, манипуляции выполняются верно.
  4. Если после процедуры все равно трубы плохо греются, то они нуждаются в продуве и промывке — скопление ржавчины внутри тоже может вызывать появление воздуха.

Инструменты для спуска воздуха из радиатора

Перед началом необходимых манипуляций, следует позаботиться о том, чтобы все необходимые приспособления были под рукой. Времени на то, чтобы искать необходимое в процессе уже не будет.

Необходимые предметыСпособ использования
Ненужные тряпкиС их помощью следует застелить пол вокруг батареи. Если что-то пойдет не так, это поможет сохранить в целостности не только собственное имущество, но и соседское.
Ведро, таз или любая другая емкостьВ тару будет сливаться лишняя вода.
Ключ радиаторныйМожно приобрести в любом строительном магазине. Размер должен соответствовать установленной батареи. Домашний набор инструментов может заменить ключ – гаечным, нужного диаметра. Для спуска воздушных масс подойдет отвертка.

Для проверки батареи, достаточно слегка постучать по ее поверхности молотком. Если звук будет слишком звонким – там находится воздух.

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Советы профессионалов

Несколько советов от профессионалов помогут безопасно развоздушить систему и уменьшить вероятность образования пробок:

  1. Доливают воду в контур остывшего автономного отопления всегда с нижней точки под небольшим давлением. После доливания включают котел, нагревают теплоноситель до температуры 60 оС, начинают стравливать воздух с каждой батареи через кран Маевского. При необходимости после обслуживания всех радиаторов еще доливают в систему воды.
  2. Стержень из крана Маевского полностью нельзя выкручивать. Под струей горячей воды обратно его вкрутить сложно, а часто – невозможно.
  3. Откручивать пробку радиатора в квартире строго запрещено. Централизованное отопление работает под высоким давлением. Если заглушку сорвет, будут затоплены все нижерасположенные на этажах квартиры.

Если с развоздушиванием возникают проблемы, оптимально вызвать специалиста из обслуживающей организации, который имеет право отключить стояк для ремонта даже в отопительный период.

Применение крана Маевского

Выпускать воздух можно при помощи специальных съемных ручек. Они надеты на внутреннюю часть клапана, которая выполняется из металла. Если такая ручка отсутствует, она должна быть заменена насечкой для отвертки.

Как правильно удалить воздух из системы обогрева?

  1. Подставить под кран тару (объем – 500—1000 мл).
  2. Открутить кран. Дождаться выхода воздуха. Потом появится характерное шипение, свидетельствующее о вытекании воздуха, смешанном с водой.
  3. Дождаться выхода чистой воды.
  4. Закрыть кран.

Если нет рукоятки, то нужно будет использовать отвертку или ключ. Можно воспользоваться газовым или разводным ключом

Если кран закручен очень туго, действовать нужно осторожно. Иначе можно его сорвать, последствия чего могут быть катастрофическими

Инструкция такова:

  1. Обернуть поверхность радиатора. Используется тряпка или ветошь. Подставить тару для вытекания жидкости.
  2. Открутить кран, дождаться появления шипения.
  3. Дождаться вытекания воды.
  4. Слить воду (до 2000 мл).
  5. Закрутить кран.
  6. Выждать 10—12 минут.
  7. Открутить кран, убедиться в том, что воздух вышел полностью.
  8. Если этого не произошло, нужно повторить процедуру.

Если кран отсутствует, а вместо него стоит заглушка советского образца, действовать нужно так:

  1. Обмотать нужный участок плотной тканью. Можно использовать тряпки. Это позволит исключить риск появления большого напора.
  2. «Вооружиться» преобразователем (можно заменить растворителем).
  3. Аккуратно повернуть заглушку. Доставать полностью не нужно, иначе в квартире будет «наводнение».
  4. Дождаться выхода воздушных масс. Поток можно почувствовать, подставив к месту заглушки руку.
  5. Подождать, пока вытечет вода (3000—5000 мл).
  6. «Вооружиться» фум-лентой, обмотать заглушку. Нужное направление – против резьбы. Это обеспечивает необходимую герметичность.
  7. Как можно плотнее закрутить заглушку.

Если дома находится индивидуальное отопление, избавляться от проблемы можно при помощи расширительного бачка. Они могут быть открытыми и закрытыми.

В первом случае речь может идти о снижении уровня теплоносителя или воды. Их следует добавить в систему. Желательно при этом использовать нижний вентиль. Радиатор может быть абсолютно любым. Если это невозможно, необходимо будет воспользоваться бачком.

После удаления воздушной пробки необходимо произвести запуск системы. Она должна хорошо поработать. Если пробка осталась, ее спуск осуществляется при помощи радиатора.

Если тип бачка – закрытый, то сначала надо проверить его работоспособность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]