Полноценная покраска труб отопления – это довольно сложный вопрос, периодически возникающий перед владельцами жилья. Батареи и трубопроводы красят в нескольких случаях – при подсоединении новых приборов к контуру, при обновлении вида непрезентабельных старых батарей и во время проведения капитального ремонта системы отопления. Важно провести покрасочные работы грамотно и основательно. Это даст шанс придать батареям эстетичный внешний вид, не нарушить их функциональные характеристики и сохранить номинальную теплоотдачу отопительных приборов.
Важность подготовки
Как и в любом серьёзном деле, связанном с ремонтом, основное внимание для начала нужно уделить правильной подготовке к этому процессу. Иначе, результат может получиться гораздо хуже ожиданий.
Выбор времени
Подготовительные процедуры по времени длятся даже дольше, чем сама покраска.
Первое, о чем следует помнить, все работы по покраске радиаторов должны проводиться после завершения отопительного сезона. В противном случае, добиться отличного результата будет очень сложно.
Если же это невозможно, то нужно как минимум перекрыть горячую воду. Можно обратиться к мастерам ЖЭКа за помощью. Когда батареи ощутимо охладятся, самое время начинать работу.
Очистка
Всё поверхности перед обработкой краской следует очистить от пыли и от скопившегося жира. Радиаторы не исключение.
Для устранения пыли, можно:
- Использовать сухую чистку. Для этого понадобиться ручной пылесос или обычная щётка/тряпка/губка.
- С помощью влажной очистки водой и губкой.
Скопившийся на батарее жир также обязательно должен быть очищен. Для того, чтобы избавиться от него, достаточно использовать обычное средство для мытья посуды и губку. После того, как батарея была помыта, нужно оставить её сохнуть.
Устранение облупившейся краски
Есть несколько способов очистки радиатора от краски, которая со временем облупилась и слезла.
Щетка
С помощью металлического скребка вполне возможно удалить старую краску. Но это очень трудоёмкий процесс и займёт он продолжительное время. Конечно, в случае отсутствия альтернативы этот способ вполне пригодится.
Болгарка
Болгарка со специальной насадкой (в виде металлической щётки) значительно упростит и ускорит процесс очистки старого слоя.
Мнение эксперта
Гребнев Вадим Савельевич
Монтажник отопительных систем
При использовании болгарки нужно контролировать работу на высоких оборотах. Очень просто вместе со слоем краски повредить саму поверхность радиатора.
Удалять все покрытие не опционально. Будет достаточно избавиться от потрескавшихся участков.
Химические средства
Используют специальные химсоставы очень просто смыть старую краску с радиатора.
Есть несколько видов таких растворителей:
- Гели и пасты. Такие составы нужно наносить непосредственно на батарею с помощью кисти (с натуральной щетиной). После чего нужно оставить их на радиаторе в течение требуемого времени. Для разных средств оно может
варьироваться от нескольких минут до нескольких часов. Чтобы эффект был ещё лучше, можно накрыть батарею с химическим составом пленкой из полиэтилена. Когда краска размягчится, все что нужно сделать — убрать её с батареи с помощью шпателя или щётки. - Спреи и аэрозоли. Такие вещества очень удобно наносить на батарею, даже на самые труднодоступные участки. Спустя несколько минут — час они начинают активно действовать и размягчают краску. После этого можно просто удалить её щёткой.
Работа с химическими составами не безопасна. Из-за испарений процедуры нужно проводить в вентилируемом помещении. В ходе работы обязательно необходимо пользоваться очками и перчатками, по возможности, защитным респиратором. Перед применением не лишним будет удостовериться, что металл, из которого сделан радиатор не вступит в реакцию с химическим составом, иначе поверхность батареи можно повредить.
Грунтование
Когда старая краска успешно счищена с поверхности, следует хорошо прогрунтовать радиатор. Этот процесс применяется, чтобы устранить мелкие неровности, царапины и трещины. Батареи из стали или меди лучше обработать наждачкой, а чугун обычной металлической щёткой. Затем батарею нужно ещё раз обезжирить и приступить к самой грунтовке.
Состав для грунтовки должен сочетать такие характеристики:
- Предназначаться для металлических поверхностей.
- Защищать от ржавчины.
- Быть совместимым с краской.
Механическая очистка приборов отопления
Механическое удаление старого покрытия подразумевает использование металлической щетки. С помощью этого инструмента нужно чистить поверхность, перед тем как красить батареи отопления. Чтобы облегчить процесс очистки батареи и добиться максимальной эффективности, можно взять болгарку и специальные насадки к ней. Это может быть зачистной круг или щетка-крацовка.
Электроинструмент помогает удалить старое покрытие за довольно короткий промежуток времени. Однако работа с дрелью требует осторожного обращения, не следует выполнять очистку на больших оборотах, это может привести к повреждению поверхности радиатора. В частности это относится к очистке приборов отопления из цветного металла. В этом случае можно очистить только участки с растрескавшейся краской или места со сколами.
Покраска
Процесс покраски на самом деле не представляет особой сложности. Но купить первую попавшуюся под руку краску все же будет недостаточно. Есть особые требования к лакокрасочному покрытию для батарей
Мнение эксперта
Гребнев Вадим Савельевич
Монтажник отопительных систем
В продаже имеются специальные составы, предназначенные именно для покрытия радиаторов. Но если по какой-то причине их не удалось отыскать и приобрести, следует обратить особое внимание на содержание этикетки.
Требования к краске следующие:
- Термостойкость. Она должна выдерживать температуру до 100оС.
- Адгезия. Краска должна держаться и не отслаиваться при перепаде температур.
- Продолжительная стойкость цвета.
- Антикоррозийность. Такие составляющие обеспечивают защиту корпусу радиатора.
- Отсутствие вредных составляющих.
Требования к лакокрасочному покрытию
Прежде чем идти в магазин за красящей смесью нужно изучить требования, которые предъявляются к таким составам:
- Отсутствие деформаций при нагревании. Красящая смесь должна удерживаться на теплообменнике без изменений при температуре свыше 80 градусов.
- Высокий показатель адгезии. Необходимо выбирать смесь с хорошим сцеплением с металлическими поверхностями.
- Износоустойчивость — декоративное покрытие не должно стираться от физического воздействия (трение высыхающих вещей, соприкосновения с мебелью, занавесками).
- Стойкость цвета. При воздействии окружающих факторов, длительной эксплуатации декоративные покрытия теряют цветность. Следует выбирать наиболее долговечный состав.
Нельзя выбирать покрытие, которое при нагревании выделяет вредные испарения.
Краски для батарей
Есть несколько подходящих для радиаторов типов красок.
Серебрянка
Такой красящий состав является смесью алюминиевой пудры и лака. Краску можно применять и поверх грунтовки и поверх старого покрытия. Но состав резко и неприятно пахнет. Поэтому помещение обязательно проветривать.
Серебрянку можно купить готовой, а можно сделать самостоятельно. Для этого смешивают алюминиевую пудру и лак в пропорции 2 к 5. Важно знать, что алюминиевая пудра взрывоопасна. Поэтому не стоит прибегать к этому способу в домах с маленькими детьми или легко воспламеняющимися конструкциями.
Акриловые
Акриловые краски обладают некоторыми преимуществами:
Они не пахнут и не имеют в составе вредных веществ, поэтому вполне безопасны для применения.- Быстро высыхают. При температурных показателях 18-25 градусов, покрытие высыхают в течение получаса.
- Они устойчивы к различным внешним воздействия и являются водоотталкивающими.
- Устойчивы к высоким температурам и температурным перепадам.
- Сохраняют приличный вид в течение 7 лет.
Алкидные
Эти краски тоже обладают достоинствами:
- Имеют отличную термостойкость и подходят для покраски радиаторов.
- Более стойкие, чем акриловые.
- Имеют в составе антикоррозийные вещества.
- Отлично ложатся.
Что касается их недостатков:
- Поскольку их основа не водная, растворитель имеет очень неприятный резкий запах, который может держаться целые сутки.
- По сравнению с акриловыми достаточно медленно сохнут.
- Можно использовать такие составы только в вентилируемых помещениях, чтобы запах не создал проблем.
- Не слишком долго сохраняют первоначальный цвет.
Силикатные
Такие краски отлично подходят для высоких температур. Кроме того, при выборе такой краски батарею можно предварительно не грунтовать. Они стойко держатся и отлично ложатся на поверхность. Ощутимый недостаток таких красок — резкий неприятный запах.
Молотковые
Этот необычный вид краски получил свое название за то, что при обработке им поверхность получается шероховатой. Они отлично маскируют недостатки поверхности батарей. Их смело можно выбирать владельцам старых советских чугунных батарей.
Зачем красить радиатор
В нашем суровом климате, без дополнительных источников отопления не обойтись. Конечно же, современные технологии не стоят на месте и все чаще в домах устанавливаются системы теплого пола под ламинат, но привычные нам батареи еще можно встретить во многих домах.
Без радиаторов в нашем климате не просто. Такие чугунные, громоздкие конструкции уместны только в индустриальном стиле лофт.
Батареи, как ни полезны они в зимнее время года, постоянно поддаются критике. Их конструкция редко вписывается в интерьер помещения.
Как вариант их можно спрятать за фальшпанелями для кухни, но в таком случае вы рискуете «потерять» часть тепла.
Кроме громоздкой и несуразной конструкции за батареями не так просто ухаживать. Во-первых, они отлично собирают пыль, которую нужно периодически с помощью всяческих ухищрений «выметать». Но периодически их нужно красить, что делать еще труднее. Как это правильно сделать разбираем поэтапно.
Процесс окраски
Пошаговое руководство по окрашиванию батарей:
- Выключить отопление и проветрить комнату. Стоит подождать, пока не станет холодно, чтобы краска не капала. Также стоит убедиться, что комната хорошо проветривается. Если нужно открыть несколько окон при выключенном отоплении, то такое временное похолодание все же лучше, чем возможные проблемы со здоровьем, связанные с токсичным красящим составом.
- Очистить область вокруг радиатора. Лучше использовать пылесос, чтобы удалить пыль, волосы и все, что может прилипнуть к краске. Затем положить на пол любое покрытие, что есть под рукой, чтобы не допустить капель и брызг краски.
- Нанести (или распылить) краску, следя за тем, чтобы слой был равномерным. Прежде всего, нужно покрасить батареи внутри, после чего переходить к наружной части. Окрашивать секции следует сверху вниз, иначе краска будет попадать на уже окрашенные части. По возможности лучше избегать «перегрузки» кисти. Если на кисточке будет слишком много красящего состава, это приведет к появлению капель и комков.
- Подождать, при необходимости нанести еще один слой.
Необходимо подождать до полного высыхания краски. Возможно, радиатору может потребоваться еще один слой краски после высыхания, но это полностью зависит от процесса нанесения, краски и радиатора. Чаще всего для равномерно покраски требуется два слоя. При этом два тонких слоя лучше, чем один густой. Второй слой краски наносится только после полного высыхания предыдущего.
Время высыхания краски всегда указывается на этикетке.
Советы по выбору цвета
Советы по выбору цвета радиатора — очень неблагодарное занятие. Мы привыкли к традиционному белому цвету, но в современных интерьерах прекрасно смотрятся приборы отопления одного цвета со стенами или наоборот — яркие, разрисованные узорами или стилизованные под картинку, зверушку или еще что-нибудь.
Цвет зависит от вкуса владельцев и назначения помещения — в строгой классической гостиной уместен будет белый цвет или стилизация «под старину», в детской можно дать волю фантазии, в ванной и на кухне — белый радиатор придется мыть в два раза чаще, чем тонированный в цвет стен. Выбор, как правильно раскрасить своими руками радиатор, — за вами.
Алюминиевые батареи
К сожалению батареи, выполненные из алюминия или биметалла в домашних условиях окрасить самостоятельно практически невозможно. Такие изделия окрашиваются на заводах с использованием специального порошкообразного красителя. Его наносят с помощью специального оборудования, и повторить такую процедуру в домашних условиях невозможно.
Мнение эксперта
Гребнев Вадим Савельевич
Монтажник отопительных систем
Для восстановления эстетических качеств алюминиевых батарей можно использовать фотопечать. Фотоизображение крепится на внешнюю сторону батарей. Оно отлично переносит высокие температурные показатели их перепады.
Общая технология окрашивания
Качественную окраску всегда производят в два слоя. До нанесения второго слоя первый слой на батарее должен высохнуть. При таком порядке не будет непрокрашенных мест, потеков, неравномерной окраски. Радиаторы отопления окрашивают либо кистью, либо аэрозолем, либо с помощью распылителя. Для прокраски труднодоступных мест существуют изогнутые кисти. Окрашивание производят, начиная с внутренней части батареи, — так меньше краски попадет на руки.
Для лучшей окраски необходимо окрасить одну сторону батареи, высушить, перевернуть, окрасить вторую. Затем таким же способом наносят второй слой.
Качественно окрасить радиатор можно только в снятом его состоянии и при отключенном отоплении. Если снять невозможно — стоит зачистить, маленькой кисточкой покрасить поврежденные места и прокрасить с лицевой стороны из аэрозольного баллончика или краскопульта.
Окрашивание алюминиевых радиаторов
Алюминиевые батареи (и биметаллические) имеют неотслоившееся заводское покрытие с отдельными повреждениями. В таком случае необязательно его удалять полностью, достаточно зачистить своими руками поврежденные места и покрасить аэрозольной автоэмалью.
Для алюминия можно использовать все те краски, что применяются для черных металлов. Только грунтовка должна быть специальной — для цветных металлов.
Окрашивание медных радиаторов
Медь со временем темнеет. Поэтому ее грунтуют грунтовкой для цветных металлов (свинцово-суриковая № 81, уретановые, ХС-010, ГФ-032, ГФ-073, ФЛ-03К, ФЛ-03Ж, ВЛ-02, ЭП-0126, УР-0116, ЭФ-094).
Для окраски медных поверхностей батарей применяют те же краски, что и для алюминия, стали, чугуна.
Нередко медь покрывают лаком с алюминиевой подрой или просто лаком (лаком ВЛ-51 или этинолевым). Акриловыми красками на водной основе для систем отопления обычно не пользуются.
Вопросы и ответы
Можно ли добавлять к краске колер, если не устраивает первоначально приобретённый оттенок?
Можно, но колер обязательно должен подходить по характеристикам к типу краски.
Можно ли окрашивать трубы отопления?
Да, но тоже не обычной, а специальной термостойкой краской.
Обязательно ли отключать отопление при покраске?
На горячих поверхности неприятный запах некоторых красок ощутимо усиливается. Поэтому лучше не проводить такие ремонтные работы в отопительный сезон.
Обязательно снимать батареи при покраске аэрозолем со стены?
Снимать не обязательно, но желательно. Поскольку от распыления пострадает внешний вид прилегающей стены.
Почему нельзя использовать обычную повседневную краску?
Батареи постоянно нагреваются и охлаждаются, что ослабляет краску.