Как контролировать заправку газгольдера сжиженным газом

Предположим, что вы уже просчитали все варианты коммуникаций для своего жилья и склоняетесь использовать данное оборудование. Прочитав статью, вы узнаете на какие нюансы необходимо обратить внимание выбирая газгольдер для полноценной эксплуатации. Мы заправляем газгольдеры более 1500 постоянных клиентов и охотно поделимся своим опытом, расскажем все секреты без пафоса и рекламной шелухи.

С английского (англ. gaz-holder) – это специальная стальная емкость, предназначенная для хранения под давлением сжиженного газа. Устанавливают оборудование в десятке метров от вашего дома (коттеджа, дачи) и с помощью мини-газопровода подключается к внутридомовому газовому котлу (отопление и горячая вода) и кухонной плите. Один или несколько раз в год прибор заполняется из автоцистерны сжиженным пропан-бутаном.

В разрезе он напоминает прозрачную газовую зажигалку. Жидкость – это газ в сжиженном виде, а свободное пространство над жидкостью – паровая шапка, испарившаяся его часть, которая и подается на газовый котел или кухонную плиту. Равновесие в соотношении жидкости и паровой шапки поддерживается давлением внутри емкости.

Газгольдер, как зажигалка

Газгольдер, как зажигалка в разрезе

Если устройство будет эксплуатироваться юридическим лицом, то в обязательном порядке оборудование нужно регистрировать в Ростехнадзоре. В случае установления емкостей физическими лицами на частных владениях, подобных жестких требований к регистрации нет. Но стоит учесть, что частник за все отвечает сам.

В целом, использование газгольдеров – совершенно обычное дело, которое крайне широко распространено в Европе, где исторически сложилась культура автономной газификации. Там никому не приходит в голову тянуть магистральный газопровод до альпийских горнолыжных курортов или куда-то еще, где это не оправдано по соображениям экономии или экологии.

А что же внутри газовоза?

Приезжает машина — газовоз. Это специализированный автомобиль для заправки газгольдеров. Какие у него особенности? На нем установлена емкость, в которой заправлен сжиженный газ. На данном автомобиле емкость 15 тысяч литров. Она может заправить 2-3 газгольдера в зависимости от его объема. Здесь имеется технологический отсек. В нем находится вся арматура, все инструменты, при помощи которых осуществляется заправка газгольдера. Это заправочные краны, сливные краны, контролирующие приборы. Здесь есть счетчик, контрольный блок, который, кстати, не каждые газовозы применяют, но обязательно на это стоит обратить внимание. Потому что этот блок позволяет удаленно мониторить, какое количество газа сливается в ваш газгольдер. Это все пишется в памяти, и остается у нас на компьютере. Вы также можете подключиться к этой системе и уже видеть, сколько газа вам слили , и сколько газа находится у вас в газгольдере. Также немаловажный момент.

Как сэкономить на заправке

Потребление и количество заправок в течение года сильно зависит от площади дома и уровня его теплоизоляции. Наши средние цифры – это дом площадью 200 кв. м. и самый «популярный» объем для него составляет — 4500 литров. При таких исходных данных и постоянном проживании в климатической зоне центрального федерального округа потребуется 2 заправки в год: одна в начале сезона – осенью, вторая в конце – весной.

Заправка газгольдера

Нюанс в том, что цена на газ колеблется в течение года с амплитудой в 25-30%. Максимум приходится на осень, минимум – на весну. Чтобы все время заправляться по минимальной цене, мы рекомендуем купить газгольдер большей емкости – 6000 литров и более. Какую емкость лучше выбрать для загородного дома, читайте в статье: объем газгольдера для загородного дома. Увеличенный объем дает возможность подгадать собственное потребление и дождаться периода низких цен. Экономия на заправке очень быстро окупит вам увеличение стоимости устройства из-за большей емкости, и дальше пойдет очень приличная экономия.

Какое должно быть давление

Рассмотрим датчики давления. Здесь куча всего, куча всяких кранов. Вот на них нужно обращать внимание, когда к вам приехал газовоз. Это очень важно, чтобы вы могли понять какого качества газ к вам приехал. Хороший качественный газ пропан — он имеет более высокое давление, чем бутан. А для газгольдеров требуется именно пропанистый газ, чтобы в газе было, как можно больше пропана.

Зимой нужно смотреть, чтобы давление было не ниже 5, а летом оно должно быть не ниже 8, а то и 9 атмосфер. Это говорит о том, что вам привезли качественный газ. Это косвенный показатель, но очень важный. Об этом мало кто знает. Это такой момент, который мы сами даже для себя определяем. Если мы приехали на какую-то оптовую базу и заправились некачественным газом, давление будет очень маленькое. Это для нас будет сигналом о том, что надо проверять. Что-то либо не так с системой, либо нам просто залили некачественный газ. Тогда мы начинаем использовать плотномер, при помощи которого проверяем качество газа. Таким образом мы понимаем, что нужно его менять, либо соглашаемся с тем, что у нас все хорошо и везем уже газ этот заказчику.

Принцип работы стабилизационного устройства

Современные редукторы давления для газгольдера, работают по принципу обратного действия. Газ, поступающий из впускного штока, стремится закрыть редуцирующий клапан.

Регулировочный винт сжимает главную пружину и когда из рабочей камеры выходит воздух, гибкая мембрана понимает передаточный диск со штифтом вверх. В этот момент штифт сжимает обратную пружину, отводя от седла редуцирующий клапан, газ поступает в рабочую камеру.

После перемещения вещества в камеру низкого давления, происходит выход газа в систему. В результате пружина расслабляется, передаточный диск со штифтом поднимают клапан, газ из верхней камеры поступает в камеру низкого давления, процесс повторяется.

При уменьшении выпуска газа, давление в камере будет увеличено, пружина примет положение «сомкнута», клапан опустится в седло, подача газа в редуктор и камеру низкого давления прекратится.

Для стабилизации давления газа, находящегося в газгольдере, используются двухступенчатые редукторы. Топливо в таких регуляторах, прежде чем попасть в выпускной штуцер, проходит две стадии редуцирования.

Две ступени редуктора, обеспечивают максимальную стабильность выходного давления, поэтому они более безопасны в процессе эксплуатации.

Кроме того двухступенчатые устройства устойчивы к промерзанию, поэтому они обеспечивают непрерывную подачу газа летом и зимой. Если редуктор все-же промерз, рекомендуем прочесть другую нашу статью, где мы подробно рассказали, как устранить эту проблему. Подробнее – читайте далее.

Продувка емкости и безопасность

Сейчас водитель-заправщик подсоединяет непосредственно пистолет к газгольдеру для того, чтобы осуществить его заправку. Очень важный момент. Обращаем на это пристальное внимание. Чтобы вокруг в радиусе желательно 30-50 метров не велись никакие не сварные работы, не резка металла, чтобы не было никаких искр. Никто не курил. По технике безопасности даже запрещено пользоваться мобильными телефонами. Потому что при заправке газа происходит продувка емкости. То есть газ вместе с воздухом выходит наружу. Соответственно, скапливаясь, есть риск и возможность его возгорания. Кстати, по поводу техники безопасности, водитель обязательно должен быть одет в комбинезон. У него должно быть максимально защищены ноги, руки. Потому что газ находится при отрицательной температуре и он довольно-таки сильно может обжечь кожу.

Если вы находитесь рядом с газгольдером во время заправки, вы также должны быть максимально защищены от возможных поражений кожи.

В газгольдере слышен шум — это еще пока не заправка началась, а водитель открыл кран для того, чтобы избыточное давление воздуха, которое там собралось, вышло. При заправке газгольдера, газ, который бочку заполняет, одновременно вытесняет оттуда воздух для того, чтобы емкость была полностью заполнена газом. Потому что если в ней останется воздух, то это будет влиять на работу котла. Будут перебои. Потому что воздух не горит, а газ горит. Нам нужно, чтобы там был полностью чистый газ. Поэтому для этого из бочки нужно весь воздух стравить.

Выбираем газгольдер. Важные нюансы

Сейчас на рынке встречаются устройства импортного и российского производства. Зарубежные производители козыряют особыми марками прочной стали, которые позволяют сделать стенки тоньше, а само оборудование более легким. Российские аналоги, наоборот, делают из более толстого металла с приличным запасом прочности. По сути данное устройство – это обычная бочка без каких-либо особенностей и, по нашему субъективному мнению, лучше купить его с более толстыми стенками. Подробнее читайте в статье: какой газгольдер лучше: информация для любознательных.

Также можете посмотреть видео про установку и подключение газгольдера:

Принципиальный момент для желающих сэкономить. Ни в коем случае не покупайте бэушную емкость, это бомба замедленного действия. Газоем «с историей», в 99% случаев, пролежал 20-25 лет в земле, где-нибудь в Польше или Чехии. Его достали, сняли внешний защитный слой из гудрона, покрасили и пытаются продать по сходной цене. Проблема в том, что пропан и бутан содержит небольшое количество влаги, поэтому внутренняя поверхность стенок подвержена коррозии и постепенно становится «рыхлой». Бывали случаи, когда после заполнения таких газоемов появлялся характерный запах на участке. Исправление ситуации вместе с откачкой и дегазацией будет стоить приличных денег.

БУ газгольдер

Каждую весну многие владельцы подземных газгольдеров звонят и жалуются на нарушение подачи газа. Это происходит из-за затопления редуктора емкости сезонно высоким уровнем грунтовых вод. Поэтому лучше покупать оборудование с высокой горловиной, в которой редукционная группа (редуктор, заправочный клапан и др.) всегда будут расположены выше уровня затопления.

Не забываем про дополнительный прибор учета

Вернемся к машине. Обратим внимание на очень важный момент при приёме газа, при его сливе в газгольдер. Начался процесс слива, и газ начал проходить через счетчик. Счетчик крутится так же, как и на любой заправке начинает показывать, сколько он литров сливает газа. На обычных машинах, большинстве машин, которые на сегодняшний день существует, этот счетчик в одном экземпляре, как правило — это американский счетчик ЛПМ. Они довольно-таки неплохие, дают четкие показани. Но на наших машинах, и рекомендую вам заказывать машины таких поставщиков, этот счетчик дублируется еще дополнительным прибором учета. В виде электронного контроля. Показания отражаются на счетчике, и дублируются на этом электронном контроллере. Эти данные передаются диспетчеру в офис. Он удаленно видит, сколько газа вам сливается в данный момент в газгольдер и по сути дела, принимая газ, вы можете даже не находиться на участке. Вы можете также удаленно видеть эти показания. Это большое удобство и большое доверие между нами, как компании, которая заправляет, и нашими заказчиками.

Пропан вышел, бутан остался

Комментарий по ситуации

Проблема в неравномерном расходовании компонентов смеси. При температуре ниже -0,5°С пропан испаряется, а бутан остается в жидкой фазе. Если круглогодично использовать смесь, то за лето соотношение восстанавливается. Если пользоваться периодически и только в мороз, то появится забутанивание.

Причины увеличения содержания бутана

Пропан сгорает первым из-за неравномерного использования оборудования. Если включать отопление только в мороз, то за несколько лет весь пропан израсходуется. Хотя уровнемер может показывать 20-30% объема жидкой фазы. В примере с форума — 51-52%.

Ответ инженера Евгения Калинина

Непонятно качество газа — какое было процентное соотношение при заправке. В целом причина проблемы в замедлении парообразования СУГ. Бутан испаряется медленно, поэтому давления хватает на несколько часов работы.

Не стоит консервировать заправленную емкость на срок больше 2 лет. Газ не перемешивается и расслаивается. При сезонном использовании одну бочку можно расходовать 2-2.5 года. Зависит от качества газа, резервуара и монтажа.

Как восстановить работу котла, когда внутри остался только бутан

Закажите дозаправку зимней смесью с содержанием пропана от 75% — это единственный способ быстро увеличить скорость испарения и давление.

Установите испаритель для принудительного перевода бутана в паровую фазу. Тогда емкость станет просто хранилищем топлива.

Маленький газгольдер на 1 кубометр можно обернуть энергооберегающим кабелем, чтобы избежать забутанивания.

Как предотвратить повышение содержания бутана

Полностью избавиться от неравномерного расхода компонентов СУГ не получится. Чтобы замедлить процесс забутанивания, заправляйтесь топливом с повышенным содержанием пропана. Особенно если система отопления используется периодически и только в мороз.

Подведем итоги

В завершении ещё раз подчеркнем основные моменты, на что нужно обращать внимание.

  • Обязательно проверяйте данные на счетчике, которые отображаются при заправке на машине.
  • Обязательно сверяйте эти данные с уровнемером, который у вас установлен на газгольдере. Они должны совпадать. Конечно возможны расхождения. Но они не должны быть глобальными, чтобы вас никто не мог обмануть.
  • Обязательно выбирайте надежного, проверенного поставщика, который уже не один раз к вам приезжал, которому вы доверяете, с которым у вас уже сложились хорошие отношения.

Казалась бы, вроде все просто — сравнил показания счетчика, сравнил показания газгольдера и все хорошо. Но в жизни, как правило, все происходит намного сложнее, и ситуаций внештатных бывает очень много. И мы постараемся их с вами разобрать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]