Всем, кто пользуется водяным отоплением, хорошо известна неприятность завоздушивания системы и в случае если при автономии данный вопрос решить несложнее, то для централизованных систем, это значительно сложнее, но в любом случае хорошо оказывает помощь установка крана Маевского на чугунный радиатор.
Фактически говоря, данный клапан применяют для различных водяных батарей, как то секционных, трубчатых и панельных, сделанных из чугуна, стали, алюминия и биметалла – воздушное пространство может скапливаться в любой из них, так что его травление иногда есть первой необходимостью для обеспечения полноценного обогрева помещения. Но обо всём в небольших подробностях вы определите ниже, а ещё сможете взглянуть видео в данной статье.
Конструкция и принцип работы
Первым делом разъясним, что такое кран Маевского – сервисный вентиль, предназначенный для ручного спуска воздуха в определенных точках системы отопления. Современный образец краника, показанный на чертеже, включает следующие детали:
- латунный корпус с никелированным покрытием;
- винт запорный с конусным наконечником;
- нейлоновый колпачок с выпускным отверстием;
- уплотнительное кольцо из пластика либо резины EPDM.
Плас можно поворачивать и направлять выпускной канал в нужную сторону
В торце корпуса просверлено калиброванное отверстие диаметром 2 мм, снаружи выполнена присоединительная трубная резьба. Внутри корпуса предусмотрена камера с боковым выходом, куда вкручивается запорный конусный винт.
Кран работает по принципу игольчатого клапана – когда винт затянут, главное отверстие герметично перекрывается конусовидным наконечником. Для развоздушивания системы винт откручивают, конус открывает проходное сечение, тогда воздух вместе с водой выходит наружу через боковой канал. Положение выпускного отверстия настраивается вращением пластикового колпачка.
Историческая справка. Ручной воздухоотделитель был придуман русским инженером Ч. Б. Маевским в 30-х годах прошлого столетия. Изобретение послужило заменой обычным водопроводным вентилям, используемым для удаления воздушных пробок из централизованных сетей теплоснабжения. Установка новых кранов сделала невозможным несанкционированный отбор горячей воды из системы.
Как выглядит старый советский вентиль Маевского, показано на схеме. Официальное название сантехнического элемента – клапан радиаторный воздушный игольчатого типа СТД 7073В.
Технические характеристики воздухоотделителей Маевского, применяемых в системах водяного отопления частных и многоквартирных домов:
- максимальная рабочая температура – 120 °C;
- жидкая среда – подготовленная вода либо незамерзающий теплоноситель (антифриз);
- рабочее давление – до 10 Бар (1 МПа);
- присоединительные размеры трубной резьбы – ¼”, ½”, ¾”, метрической – М10 шаг 1 мм;
- срок службы изделия из качественной латуни составляет не менее 30 лет.
Примечание. Для более экстремальных условий эксплуатации существуют модели кранов, рассчитанные на давление 16 Бар (маркировка согласно ГОСТ – Ру16) и температуру жидкой среды +150 градусов.
Вентильный балансировочный кран
Следующей разновидностью кранов для радиаторов являются вентильные краны. Сам по себе вентиль применяют с целью обеспечения таких функций как:
Для слаженной работы отопительных систем рекомендуется использовать именно вентильные краны (балансировочные). Они выполняют такие функции, как:
Вентильные краны состоят из следующих деталей:
Все детали изготавливаются с применением латуни, которая оказывает высокое сопротивление к вымыванию цинка. Именно из-за этого, вентилю не нужны всевозможные добавочные покрытия.
Балансировочные вентили подразделяют на такие группы как:
Требования к работе балансировочного вентиля:
Типовые размеры вентильных (балансировочных) кранов
Они определяются в районе одного дюйма. Диаметры варьируют в зависимости от модели. На сегодняшний день производители в большинстве случаев маркируют краны, обозначая их точные размеры и производственные характеристики. На маркировке указывают специальные обозначения, с помощью которых расшифровываются показатели (например, D – диаметр, P – рабочее давление).
Установка вентильных кранов на батарею
Сфера применения и разновидности кранов
Ручные клапаны Маевского используются для таких целей:
- В первую очередь, удаление воздушных пузырей из радиаторов отопления всех типов – алюминиевых, стальных и чугунных.
- Сброс воздуха из полотенцесушителей.
- Периодическое развоздушивание проблемных участков тепловой сети – развернутых кверху компенсаторов, обводных петель (например, над входной дверью), стояков и других мест, где скапливается воздух.
Установка кранов для спуска воздуха предусматривается всеми производителями современных радиаторов. Отопительные приборы с завода комплектуются футорками (пробками) с отверстием под вентиль Маевского. Батарейный клапан выбирается по диаметру наружной трубной резьбы — G¼”, ½”, ¾”.
Справка. Внешняя резьба G¼” воздушного вентиля идентична штуцеру стандартного манометра.
Если нужно организовать спуск воздуха на проблемном участке системы, покупается клапан советского образца с наружной метрической резьбой М10 х 1. Стенка трубы просверливается сверлом Ø9 мм, метчиком нарезается резьба, затем вкручивается кран Маевского с уплотнением стыка сантехническим льном.
Другой вариант – врезать в магистраль тройник и установить шлицевой вентиль на отводном патрубке, как сделано ниже на фото. Способ поможет при холодном (завоздушенном) полотенцесушителе, в котором не предусмотрено резьбы под воздухоотводчик.
В некоторых моделях полотенцесушителей предусмотрено гнездо для воздухоотводчика (фото слева)
Принцип работы всех вентилей Маевского одинаков, но встречающиеся в продаже изделия могут отличаться конструктивно:
- Запорный клапан делается под шлицевую отвертку, специальный ключ или оснащается рукояткой. В старой версии изделия применен болт с шестигранной головкой.
- Игла (конус), перекрывающая отверстие, бывает металлической либо пластмассовой.
- На дизайнерские чугунные батареи ставятся соответствующие «состаренные» вентили, изображенные на фото.
Кранами с рукояткой удобно пользоваться – воздух легко спустить без всякого инструмента. С другой стороны, вентиль может крутить кто угодно, в том числе – малые дети, чего допускать нельзя. Отсюда рекомендация – покупайте и ставьте традиционные изделия со шлицем или четырехгранным ключиком.
Клапаны в стиле ретро под дизайнерские батареи (слева) и малый «воздушник» 1/4 дюйма на шаровой кран (справа)
Справка. Воздухоотводчиками Маевского производители оснащают некоторые модели шаровых кранов. Здесь вариант с рукояткой более уместен, причем клапан с резьбой G¼” можно снять и заменить манометром или поставить заглушку.
Не путайте «Маевские» с автоматическими воздухосбрасывателями поплавкового типа. Последние похожи принципом действия – проходное отверстие тоже закрывается иглой, но удаляют воздух без вмешательства человека. Существует 2 типа таких приборов – универсальные (применяются в группах безопасности котлов) и радиаторные.
Вентили для автоматического сброса воздуха — радиаторные и универсальные
Какой кран все-таки лучше?
На этот вопрос появится ответ только тогда, когда будут определены конкретные условия и характеристики, которые являются в приоритете. При отсутствии какой-либо необходимости в регулировании, автоматизме, вполне подойдут и простые сооружения (к примеру, распространенные шаровые краны). Если в приоритете стоит функция поддержания оптимальной температуры воздуха в помещении без особых усилий (автоматическая настройка), то предпочтительнее выбрать термоголовку. Проблема термоголовки – невозможность использования в системах с центральным отоплением. Более экономичным вариантом является использование вентильных балансировочных кранов.
Источник
Установка «Маевского» на чугунную батарею
Монтаж спускных кранов на футорки алюминиевых и стальных радиаторов довольно прост и не требует подробного описания. Клапан с резиновым колечком аккуратно подтягивается малым усилием ключа, потом нейлоновый колпачок поворачивается в нужном направлении. Вентиль с широким пластмассовым кольцом и отверстием в металлическом корпусе сразу фиксируется в требуемом положении – выпускным штуцером книзу.
Другое дело – установка клапана в чугунную пробку радиатора типа МС-140. Некоторые мастера устраивают самодельный кран – просверливают футорку, нарезают резьбу и вкручивают простой болт. Вариант крайне примитивен и неудобен – при ослаблении болта и стравливании воздуха образуется неконтролируемая течь.
Как правильно установить «Маевского», не выкручивая прикипевшую футорку:
- Купите кран старого образца с посадочной резьбой М10 х 1 и обязательно подготовьте соответствующие метчики – номер первый и второй. Так называемый машинный метчик не подойдет – чугун слишком тверд, инструмент попросту сломается.
- Опорожните отопительный прибор и просверлите верхнюю заглушку сначала тонким сверлом, например, Ø5 мм.
- Аккуратно разбейте отверстие сверлом Ø9 мм, затем снимите фаску для уверенного захода инструмента.
- Нарежьте резьбу, поочередно пройдя отверстие метчиками № 1 и 2. Проверьте, насколько хорошо вкручивается клапан.
- Уплотнив резьбу льном, закрутите и притяните кран средним усилием.
Совет. Сверление чугуна и нарезку резьбы не стоит выполнять «на сухую». Обязательно смазывайте инструмент машинным маслом, иначе рабочая кромка быстро затупится.
Более простой способ – поменять штатную футорку на новую, с готовым отверстием под «воздушник». В данном случае применяется современный клапан с внешней резьбой G½” (15 мм). Главное, успешно открутить старую заглушку батареи. Как поставить «Маевского» на радиатор МС-140, смотрите на видео:
Условия установки воздухоотводчиков на радиаторы из разного металла
Воздуховыпускной кран Маевского устанавливают на радиаторы любого типа – биметаллические и алюминиевые, чугунные и стальные. Алюминий при высокой температуре алюминий вступает в реакцию с химическими компонентами теплоносителя, выделяя водород. Также нельзя монтировать алюминий и медь в общей системе, это антагонисты, ионы меди постепенно разрушат легкий и пластичный алюминий.
Газообразные среды образуют воздушные пробки даже в тех отопительных приборах, у которых металл не вступает в реакцию с теплоносителем. Установка выпускного клапана является обязательным условием для замкнутого контура из любого металла, включая узловые и поворотные участки трубопровода и полотенцесушители.
Обратите внимание! Кран Маевского для чугунных радиаторов старого образца не является обязательным условием, он просто оптимизирует работу всей системы отопления.
В процессе освобождения от воздушных пробок идет большая потеря тепла из-за сброса теплоносителя, даже при малом диаметре отверстия – около 15 мм. При малом диаметре невозможно подобрать соответствующий воздухоотводчик, поэтому можно ставить шаровые краны, которые не «порвет» при гидроударе.
Как правило, кран имеет небольшой диаметр
Монтаж
В отопительных системах жилых домов, где применяются в основном трубы малых диаметров, установка кранов на батареи выполняется посредством резьбовых соединений. Наиболее удобным признан тип соединения, называемый в обиходе «американкой». Деталь арматуры снабжена одной или двумя накидными гайками, каждая из которых охватывает присоединительный хвостовик и может вокруг него свободно вращаться. Гайка накручивается на трубу, прижимая к ней кран, при этом торец трубы упирается в установленную внутри крана прокладку. Установка арматуры на «американку» осуществляется проще, чем на муфтовое соединение, при этом вентиль может быть расположен довольно близко к стене.
Кран на «американке».
Для того чтобы разобрать соединение, достаточно открутить гайку с одной стороны. Это позволяет, к примеру, демонтировать батареи отопления для ремонта или доступа к находящемуся за ними участку стены без отключения всего стояка. Замена кранов на «американке», как и монтаж, требует минимальных усилий. Большинство «американок» имеет форму шестигранника, их установка на батареях выполняется с помощью обычного гаечного ключа. Но в некоторых моделях гайка снабжена двумя выступами, для которых предусмотрен специальный ключ. Первый вариант, несомненно, более удобный, поскольку гаечные ключи в домашнем хозяйстве используются довольно часто, а потому всегда находятся под рукой.
При первой установке крана для батареи отопления все резьбовые соединения собирают без уплотнения. Таким способом выясняют, хорошо ли детали подходят друг к другу и насколько свободно они двигаются. Зная это, можно определить количество уплотняющего материала, которое понадобится для данного резьбового соединения. Недостаток уплотнителя приведет к появлению течи, но его избыток еще более нежелателен: во время закручивания гайка может лопнуть, единственный выход в этом случае — замена всей детали.