Неисправный термостат может привести к перегреву двигателя или не позволит двигателю достичь рабочей температуры.
Замена автомобильного термостата не сложная. Но вам нужно обратить особое внимание на ключевые моменты процесса.
Термостат для чего он нужен – для обеспечения блокировки протока охлаждающей жидкости автомобиля – антифриза в радиатор охлаждения машины, до тех пор пока мотор авто хорошо не разогреется. Когда двигатель холодный, поток антифриза по нему не проходит, но как только мотор разогревается до температуры 95-100 градусов, в термостате срабатывает пружина – термостат раскрывается и жидкость начинает течь по специальным протокам в корпусе двигателя и тем самым эффективно отводить тепло из него в радиатор охлаждения (радиатор при этом обдувается потоком ветра при езде либо принудительно вентилятором охлаждения радиатора), тем самым не давая двигателю перегреться и прийти в непригодность.
Проверка работоспособности способами
Признаками неисправности является температурная стрелка, которая резко падает при увеличении оборотов двигателя и поднимается при остановке авто. Кроме того, если мотор закипает, а нижний патрубок остается холодным, то это свидетельствует о заклинивании термостата в закрытом состоянии.
Не снимая
Контролировать работу можно по датчику температуры, нагреванию патрубков и времени, потраченному на это.
Для выполнения проверки следует:
- Запустить двигатель, дать ему поработать в течение двух минут.
- Затем проверить шланг, идущий от термостата к радиатору. В норме этот участок должен быть холодным.
- С другой стороны, если через некоторое время он так и не нагревается, то клапан заклинило.
- Если стрелка датчика температуры охлаждающей жидкости находится на красной зоне, а при холодах машина прогревается очень долго, то это является прямым свидетельством неисправности термостата.
При появлении таких признаков нужно обращаться за профессиональной помощью специалистов. Своевременное устранение проблем является гарантией качественной работы системы охлаждения.
Нагревом
При закрытом термостате двигатель перегревается, поскольку потоки охлаждающей жидкости направляются по меньшему кругу. В таком случае тепло остается внутри силового агрегата. В другом случае двигателю может не хватать тепла.
Здесь требуется демонтаж устройства. Перед этим следует слить из него все остатки охлаждающей жидкости. На следующем этапе нужно очистить от накипи отверстие клапана.
Для проверки термостата нужно выполнить следующие действия:
- нагреть кастрюлю с водой на плите и положить туда устройство;
- с помощью термометра со шкалой 100 градусов по Цельсию контролировать температуру, при которой открывается клапан, а также диаметр открывающегося отверстия.
При проведении описанного теста нужно ориентироваться на температуру, обозначенную на корпусе термостата.
Еще одним способом проверки является измерение с помощью штангенциркуля расстояний между точками устройства в нагретом и охлажденном состоянии. Обычно разница в показаниях не должна превышать 7 мм.
Клапан на полное открытие рекомендуется проверять на теплом термостате. При обнаружении неисправности лучше приобрести новую деталь.
Советы перед началом монтажа
В дополнение хотим дать вам несколько полезных советов перед установкой оборудования:
- Обязательно читайте инструкцию от завода-изготовителя, так как установка и настройка каждого устройства может иметь свои особенности, не зная которых, можно испортить оборудование.
- Хорошо уплотняйте все соединения, не перетягивайте гайки, чтобы не повредить детали.
- Посмотрите, в какую сторону показывают стрелки на корпусе термостата – они будут соответствовать направлению тока теплоносителя в системе.
- Если монтаж будет происходить при однотрубной системе отопления, обязательно предусматриваем байпасы, иначе ваш терморегулятор собьет всю ее работу.
- Выбирайте место для установки терморегулятора так, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи и поблизости не находилось других источников тепла, например, бытовой техники. Это позволит приборам работать точнее. Сквозняки им также противопоказаны
- В самых холодных комнатах отдайте предпочтение электронным приборам, так как они более чувствительные.
Клапан установлен на тройник
Правила довольно простые, но, несмотря на это, очень эффективные и помогут сэкономить вам на отоплении, отбивая не только стоимость самих регуляторов, но и выводя со временем в плюс.
Видео — Терморегулятор для радиатора отопления: установка и настройка
Чистка
Зачастую причиной утраты работоспособности термостата является накипь, которая забивает полости клапанов и пружин. Результатом этого становится «зависание» клапана, которое приводит к тому, что силовой агрегат не может выйти на оптимальный температурный режим, достаточно не нагреваясь или, наоборот, перегреваясь. Такой «зависший» термостат лучше всего заменить.
Реанимация устройства является доступной практически каждому автолюбителю. Для очистки подойдет любое средство для чайников или водонагревательной техники. Сама технология сводится к кипячению термостата в таком растворе на протяжении 20 минут.
После такой процедуры следует промыть всю систему охлаждения, используя специальные средства.
Симптомы поломки терморегулятора
Предпосылками того, что в скором времени потребуется замена термостата являются:
- медленный прогрев силовой установки, особо заметный в зимнее время;
- запуск холодного двигателя ведет к быстрому нагреву патрубка большого круга;
- температура растет слишком быстрыми темпами и не останавливается при достижении верхнего предела номинала;
- прокладка термостата дала течь;
- несмотря на высокую температуру мотора, нижний патрубок холодный.
Эксплуатировать авто при вышеуказанных проблемах запрещено, особенно если заклинил термостат. Наличие проблем с температурой двигателя в большинстве случаев негативно воздействует на все узлы железного коня. Если продолжить ездить на машине, то стоимость ремонта будет на порядок выше, чем замена термостата.
Поломка прибора
Бывает, что такая отлаженная система дает сбой и перестает работать. Именно в этот момент автомобилисты задаются вопросом, как проверить термостат. Для начала стоит разобраться в причинах возникновения неисправности, поскольку от этого зависит дальнейшие действия.
Возможные поломки:
- Клапан заклинило в закрытом состоянии. В такой ситуации сам датчик работает и постоянно пробует открывать заслонку, однако, у него ничего не получается. Жидкость будет двигаться по малому кругу системы, продолжая тем самым нагнетать тепло. На приборной панели должен незамедлительно загореться индикатор перегрева двигателя;
- Клапан изначально закрыт неплотно. В таком случае тосол сразу начинает свое движение по большому кругу системы. Какие могут быть последствия? Попадая в радиатор, жидкость охлаждается и не способна набирать оптимальную температуру в 90 градусов, поскольку двигатель просто не нагревается до этого значения. Работа термостата не будет ощущаться, и мотор будет постоянно охлажденный. Неправильная работа особенно остро ощущается в холодное время года, когда двигатель становится просто невозможно прогреть до рабочей температуры.
Слева неисправный термостат, который заклинил в открытом положении, справа — исправный
Вот почему очень важно разобраться, как выполняется проверка термостата на работоспособность. Плохо разогретый двигатель расходует значительно больше топлива, которое хуже сгорает и загрязняет окружающую среду
Это интересно: Предупреждаем покупку автомобиля-утопленника своими силами
Основные неисправности
Частой неисправностью терморегулятора является неплотное закрытие клапана. После запуска двигателя антифриз циркулирует по большому кругу. Это приводит к длительному выходу на номинальную температуру. В зимнее время двигатель может вообще не достигнуть требуемых 90°С. Эксплуатируя автомобиль с такой поломкой владелец ежедневно уменьшает ресурс двигателя, так как длительный прогрев противопоказан мотору.
Заклинивание клапана в закрытом положении чревато более серьезными последствиями. После выхода на температуру выше номинальной, жидкость продолжает циркулировать по малому кругу. Если автовладелец не проверит работает ли термостат, то произойдет закипание мотора. В отличие от постепенного чрезмерного износа при постоянно открытом клапане, его закрытое положение способно привести к капитальному ремонту двигателя при первой же нештатной ситуации. Заклинивание поршней, коробление металлических деталей, разрушение резиновых изделий и прочие серьезные последствия сопровождают закипание двигателя, поэтому если появились первые признаки неисправности термостата необходимо провести его диагностику и, в случае необходимости, замену заклинившего изделия на новое.
При течи термочувствительного наполнителя может произойти задержка срабатывания клапана. Если временной интервал будет достаточно большой, то последствия будут аналогичны заклиниванию. В некоторых случаях внутрь герметичной полости попадает охлаждающая жидкость, меняя температурный коэффициент расширения.
Если разрушается резиновая прокладка термостата могут появится потеки охлаждающей жидкости. Очень часто разрушение уплотнителя связано с попаданием масла в систему охлаждения. Выхлоп автомобиля при этом может приобретать белый оттенок. В таких случаях замена термостата не решит проблему, так как ее корень спрятан в другом месте.
Почему плохо греет печка в машине
В недостаточной производительности отопителя можно винить:
- Заслонки блока управления климатической установкой. В современных авто нет кранов, которые перекрывают циркуляцию охлаждающей жидкости в радиатор отопителя, как в более старых моделях. Здесь ОЖ постоянно циркулирует по радиатору печки, а температура регулируется заслонками, которые перекрывают потоки воздуха через радиатор отопителя. Если они поломаны или неправильно отрегулированы, тогда в салон будет поступать холодный воздух.
- Забит радиатор отопителя. Поэтому ОЖ плохо циркулирует по радиатору печки и, соответственно, снижается КПД отопителя
- Термостат не закрывается должным образом. Поэтому ОЖ постоянно циркулирует по радиатору охлаждения. Из-за этого двигатель не прогревается до рабочей температуры и, как следствие, отопитель отдает мало тепла.
В нашем случае первым попадает под подозрение термостат. Так как, со слов владелицы, по трассе отопитель греет хуже всего.
Можно предположить, что термостат не закрывается и ОЖ постоянно циркулирует по радиатору охлаждения. А чем больше скорость, тем сильнее охлаждается ОЖ в радиаторе. И, естественно, становится холоднее в салоне.
Теплосветло
1. Близость к зоне обогрева Термостат желательно располагать как можно ближе к зоне обогрева. Во-первых, при этом минимизируется длина датчика, который иногда ломается и который бывает необходимо поменять. Исходя из опыта мы именно поэтому рекомендуем высоту расположения термостатов 30-40 см от пола. Такое расположение конечно менее удобно, чем рекомендуемые большинством фирм-производителей 90 см, но существенно сокращает длину кабеля датчика. Если в доме есть маленькие дети, термостат приходится располагать повыше. При использовании воздушных датчиков необходимо придерживаться рекомендаций поставщика по высоте и месту термостата.
Во-вторых, термостаты желательно устанавливать поближе к началу раскладки кабеля (к т.н. холодым концам, особенно это актуально для матов). Здесь может быть полезно нарисовать предварительную схему укладки.
2. Возможность установки в одной рамке с выключателями или розетками
Некоторые термостаты могут устанавливаться в одной рамке с розетками и выключателями. Если этот фактор для вас важен – уточните у поставщика с какой электроарматурой совместимы покупаемые вами регуляторы.
3. Возможность установки в помещениях с повышенной влажностью
Располагать термостаты внутри таких помещений как ванная, душевая и пр., как правило, не рекомендуется. Причина – возможность попадания внутрь прибора влаги, брызг и даже струй воды. Если все же вариантов не осталось, лучше всего остановить свой выбор на моделях, защищенных от попадания воды. Для этого нужно обратить внимание на класс защиты устройства по международному стандарту защищенности IP. Защищенные модели должны имеют класс защиты не ниже IP21. Вторая цифра указывает на наличие и степень защиты от воды. Так 0 – защиты нет (IP20), 1 – есть защита от попаданий вертикальных капель воды (IP21). Так, наиболее популярный простой термостат OTN-1991 (OJ Electronics) имеет степень защиты IP21.
4. Подключение к электрическому щиту через отдельную линию
Термостаты для полов небольшой мощности – 200-300 Вт можно запитывать от ближайшей розетки, которая вообще говоря, как и любой термостат, должна быть защищена устройством защитного отключения (УЗО). Мощные полы требуют отдельной линии, термостаты для них удобнее располагать как можно ближе к электрическому щиту.
5. Установка терморегулятора на балконе и лоджии
При применении термостатов на балконах, лоджиях и пр. необходимо учитывать рабочую температуру прибора, указываемую в инструкции. В этом случае, лучше выбрать место установки поближе к двери в комнату, т.к. температура зимой в этом месте будет повыше. А при проходе через толстые стены (если термостат для балкона расположен внутри помещения) нужно не забыть обеспечить возможность замены датчика.
6. Установка термостата в монтажной коробке, прямо на стене или в электрощите
Большинство терморегуляторов предназначены для установки в стандартную монтажную коробку. При этом коробка может находиться в стене (скрытый монтаж) или ставиться на её поверхность (внешний монтаж). Скрытый монтаж применяется в подавляющем большинстве случаев, внешний же более характерен для таких помещений, как балконы и лоджия, в которых и проводка делается внешней (как правило, в коробе).
Существуют и специальные модели термостатов, которые не требуют обязательно применения монтажной коробки, например термостат MTU2 (OJ Electronics) для настенного монтажа. В электрически щит можно устанавливать такие модели, как термостат ETV-1991 (OJ Electronics) для монтажа на DIN-рейку
Инструкция по демонтажу
Перед тем как поменять термостат, необходимо снять ранее установленное устройство. Для выполнения демонтажа своими руками необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:
- Слить антифриз;
- Снять воздушный фильтр;
- Открутить 2 болта и гайку крепления;
- Извлечь клапан рециркуляции;
- Ослабить воздушный шланг, идущий к датчику массового расхода воздуха. После этого отодвинуть сам измеритель;
- Схема подключения шлангов к термостату может отличаться, но важно отсоединить все патрубки;
- Отключить электропровод идущий к терморегулятору. Он присутствует не на всех видах устройств;
- Выкрутить шпильку и гайку термодатчика;
- Прокладка термостата может прилипнуть в посадочном гнезде. Легонько пошатывая требуется снять термостат, как показано на изображении ниже.
Демонтаж
На различных автомобилях технология как заменить термостат может отличатся. Может потребоваться выполнить демонтаж мешающих узлов. Или наоборот доступ к термостату у автовладельца появляется сразу после поднятия капота.
Процесс замены
Термостат невозможно починить, так как деталь не ремонтопригодная. В редких случаях помогает замена клапана термостата. Поэтому при любых неисправностях лучше ставить новый. Да и расходник этот не дорогой, всего 1000 рублей стоит. Ниже подробно о том, как это сделать своими руками. Обязательно перед процедурой слить тосол, охладить ДВС.
где находится устройство
Если деталь расположена в разрезе патрубков:
- Снять аккумулятор с площадкой.
- Ослабить хомуты.
- Стянуть патрубки.
- Демонтировать устройство.
- Проверить шланги на наличие трещин и других повреждений.
- Установить новый клапан, заменив также хомуты.
Вариант замены, когда устройство расположено в ГБЦ:
- Выкрутить крепежи на верхней крышке, используя ключ или головки.
- Вытащить устройство.
- Закрыть отверстие на двигателе чистой тряпкой, чтобы исключить попадание мусора внутрь.
- Поставить новый расходник, обязательно заменить его прокладку или наложить свежий слой герметика (предварительно очистить посадочное место, используя нож, мелкую шкурку или обычный пластиковый скребок).
Все — остается заправить новый антифриз в объеме, соответствующим модели двигателя.
Внимание! Чтобы быстро определить местоположение термостата, надо пройтись рукой по верхнему шлангу радиатора, в сторону двигателя. На некоторых авто, чтобы это сделать, придется демонтировать воздушный фильтр.
Диагностика снятого терморегулятора
Инструкция как проверить термостат, демонтированный с автомобиля:
- Налить в кастрюлю достаточное количество холодной воды;
- Положить термостат;
- Начать нагревать, снимая показания термометра и контролируя состояние терморегулятора;
- При достижении кипения исправные термостаты меняют состояние;
- Для того, чтобы убедится что термостат не имеет проблемы в работе, необходимо проследить за его срабатыванием при охлаждении воды.
Нагрев регулятора в емкости
Существует множество способов как проверить термостат, но вышеуказанный является наиболее простым и точным. Слишком долго задерживаться на этапе проверки не имеет смысла, поэтому, убедившись в неисправности, требуется переходить от диагностики к замене.
Тонкости установки нового устройства
Сделать монтаж своими руками не составит труда. Выполняя подключение термостата необходимо соблюдать последовательность аналогичную с тем как снять терморегулятор, только в обратной последовательности. Во время установки важно избегать перекосов и попадания мусора.
Контроль номинально температуры термостата
Перед приобретением нового изделия следует убедиться в его совпадении параметров с заводскими рекомендациями. Информация о термостате присутствует у него на корпусе. Она должна совпадать с ранее установленным терморегулятором.
Своевременная замена термостата избавит от неприятностей в дороге, поэтому автовладелец должен внимательно относится к признакам перегрева. В противном случае его в скором времени ожидает капремонт силовой установки.
Определение неисправности термостата без демонтажа
Инструкция о том, как проверить работу термостата, не снимая его с автомобиля:
- Определить где находится термостат;
- Найти шланг соединяющий радиатор с терморегулятором;
- Запустить холодный двигатель;
- Проконтролировать температуру пирометром. Приблизительно можно измерять температуру и своими руками, но делать это не рекомендуется. При этом следует быть особо осторожным, так как в подкапотном пространстве множество подвижных и горячих деталей;
Определение температуры непосредственно на автомобиле
- Проконтролировать показания пирометра в тренде, для принятия решения требуется ли замена термостата.
Термостат полностью исправен если в течении первых нескольких минут патрубок был холодный или незначительно нагревался, а после произошел резкий скачок температуры. Если происходило медленное нагревание шланга с самого пуска двигателя, значит клапан заклинил в открытом положении. При отсутствии нагрева патрубка есть риск заклинившего открытого термостата. Более точное состоянии устройства можно узнать произведя снятие термостата.
Диагностика неисправности
Получается, что если двигатель быстро перегревается или его температура не набирает 80-90 градусов, термостат неисправен? Можно сказать так. Однако для подтверждения симптома надо провести полноценную диагностику. Ниже о том, как это делают.
- Запустить двигатель.
- Ощупать все магистрали. Шланг помпы обязан быть горячим. Напротив, патрубок, который идет к радиатору, должен быть холодным.
- После нагрева двигателя до 90 градусов, заглушить его, заново проверить шланги, а также низ радиатора. На этот раз все поверхности должны быть горячими, так как открывается большой контур охлаждения. Замена термостата двигателя потребуется в том случае, если по мере прогрева ДВС, температура магистралей, идущих от клапана, примерно одинаковая.
Ну и конечно, если не удается прогреть мотор или это происходит слишком долго — клапан опять нуждается в замене.
Другой способ проверки устройства подразумевает снятие термостата. Затем его надо опустить в какую-нибудь емкость, залить холодной воды и поставить на плиту нагреваться. Как только жидкость начнет закипать, исправный клапан должен издать громкий щелчок, что укажет на открывание. Если этого не произошло, надо ставить новую деталь.