Термоинспекция как проверить термостат не снимая с машины или при покупке в магазине


По какой причине неисправен термостат

Терморегулятор является сложной электроникой, и его починку лучше доверить специалисту.

Рассмотрим подробнее, какие неполадки могут возникать у терморегулятора, и по какой причине они появляются:

  • вследствие чрезмерных нагрузок повреждение седла клапана: постоянное прохождение охлаждающей жидкости через радиатор, двигатель прогревается дольше, чем обычно;
  • полное разрушение термочувствительного элемента терморегулятора из-за чрезмерных нагрузок: попадание воды внутрь рабочего элемента, или же происходит выход воска наружу, что нарушает правильное реагирование на температурные изменения;
  • открытие клапана устройства раньше обычного: охлаждающая жидкость проникает внутрь термоэлемента, из-за чего увеличивается объем термочувствительного воска, на что и срабатывает клапан, открываясь;
  • позднее открытие термостатного клапана: из корпуса термоэлемента происходит вытекание воды, из-за чего рабочий объем элемента уменьшается, что ведет к повышению температуры для необходимой компенсации количества воска;
  • при высоких температурах окружающей среды происходит перегрев двигателя: при вовремя открывающемся устройстве нагретая жидкость охлаждения не может попасть в основной радиатор, а по байпасному патрубку возвращается обратно в двигатель;
  • недостаточное открытие клапана термостата, из-за чего в радиатор попадает недостаточный объем охлаждающей жидкости;
  • не работает на закрытие клапан термостата: в рабочем элементе оказалась охлаждающая жидкость, что препятствует полному закрытию клапана;
  • неисправен термостат (признаки неправильного его функционирования): возможное изменение изначальных настроек из-за значительного перегрева охлаждающей системы;
  • нарушено резиновое уплотнение тарелки клапана: в охлаждающую жидкость в результате неисправности попало моторное масло, которое растворяет уплотнение клапана терморегулятора.

Итак, термостат в автомобиле представляет собой специальный клапан, регулирующий охлаждающе-смазочный поток эмульсии (охлаждающей жидкости) в машинном двигателе. Во время сгорания топлива образуется достаточно большое количество тепла, которое может вызвать повреждение двигателя. Для предотвращения этого и — он подает под необходимым давлением смесь антифриза и воды в радиатор для его охлаждения. Термостат остается закрытым до достижения эмульсией оптимальной рабочей температуры, при этом циркулируя по двигателю, не проходя через радиатор. И все это происходит только в его нормальном, правильном рабочем состоянии.

Для увеличения срока службы термостата следует вовремя менять охлаждающую жидкость, следить за появлением накипи на его термочувствительном элементе и вовремя проводить профилактические работы.

Разновидности и местоположение

Место установки термостата зависит сразу от нескольких моментов: модель ДВС, расположение ДВС в подкапотном пространстве, особенности конструкции СО. Зачастую прибор устанавливают в точке вывода охладителя из блока цилиндров. Также в приоритете установка рядом с помпой, в точке входа центробежного насоса.

Есть несколько моделей моторов, конструкция которых предполагает наличие сразу двух термостатов в СО — так называемые двухконтурные системы. Первый прибор осуществляет контроль за температурой головки блоков цилиндров и поддерживает заданный показатель в 87 градусов. Другой расположен в области самого цилиндрового блока.

Различны и вариации данного устройства:

  1. 2-клапанный — самый распространенный вариант в отечественном автопроме легковой и грузовой техник. Принцип его работы, как говорилось выше, заключается в воздействии внутреннего наполнителя термостата на штык, который в свою очередь открывает и закрывает путь охлаждающей жидкости. Его местоположение — между верхним бачком радиатора, выходом водной рубашки и насосом. Открытие большого круга перекрывает малый, отчего жидкость проходит только через радиатор.;
  2. 1-клапанный прибор не имеет отверстия малого круга. Этот вид наиболее часто встречается на моделях зарубежного авторынка. Устанавливается между нижним бачком радиатора и насосом, расположенным у входа в водную «рубашку». В этой схеме открытие большого круга оставляет малый также открытым для циркуляции жидкости.
  3. Контур некоторых моторов дает достаточно сильное давление, которое препятствует открытию. Для решения данного вопроса был разработан 1-клапанный термостат с 2 ступенями. В его конструкции присутствуют основная и малая тарелки. Сперва открывается малая тарелка, куда входит небольшое количество охладительной смеси. Затем происходит открытие основной и впуск оставшегося объема жидкости.
  4. Электронный отличается от предшественников возможностью использовать в качестве нагревательного вещества не только охлаждающую жидкость, но и дополнительной деталью. Она подключена к электронному узлу, автоматически контролирующему всю СО и работу термостата. Электронная система управления позволяет держать температуру в 90-110⁰С во время стандартной работы мотора и 80-90⁰С — при максимальной мощности. Этот тип прибора позволяет снизить расход горючего и прибавить мощности на малых оборотах посредством более эффективного охлаждения впускного воздуха.

Диагностика в домашних условиях

Для проверки поместите термостат в емкость, после чего залейте его корпус кипятком. Если устройство исправно, клапан должен практически сразу начать открываться. Когда температура воды снизится, возвратная пружина вернет клапан в исходное положение.

Чтобы наиболее точно проверить термостат, поместите емкость с погруженным в воду термоклапаном на нагреватель. С помощью термометра проверьте, по достижению какой температуры клапан начинает открываться. Рабочий температурный диапазон термостата можно узнать из руководства по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Часто производители указывают эту информацию непосредственно на корпусе термостата.

Ресурс

Механический термостат – крайне надежная деталь автомобиля, в которой практически нечему изнашиваться. Выходит он из строя лишь вследствие естественного износа трущихся частей стержня клапана, направляющей. Спрогнозировать пробег автомобиля, на котором потребуется замена, крайне сложно, но зачастую это происходит не ранее 150-200 тыс.км.

Гораздо чаще выходят из строя термостаты с электронным управлением. При этом неисправность может быть как в нагревательном элементе, так и в цепи управления от электронного блока управления двигателем (ЭБУ).

Использование некачественной охлаждающей жидкости, езда на воде, значительно ускоряют механический износ. Коррозии, отложения, накипь замедляют быстродействие клапана и могут стать причиной заклиниваний в открытом/закрытом положении.

Электронный термостат

Устройство системы охлаждения с электронным управлением на автомобилях Volkswagen, Skoda, Audi предполагает наличие нагревателя, встроенного в чувствительный элемент клапана термостата. На определенных режимах работы двигателя нагреватель используется для ускоренного открытия термостата.

Система самодиагностика способна во многих случаях определять характер неисправности и отображать его в коде ошибке. С помощью диагностического оборудования можно проверить работоспособность системы, не снимая термостат с автомобиля. Считав код неисправности после появления на приборной панели «Check Engine», вы можете увидеть:

  • обрыв цепи;
  • короткое замыкание на массу;
  • КЗ на +.

Косвенно проверить работоспособность нагревательного элемента можно, измерив его сопротивление. Обычно это значение в пределах 12-15 Ом, но перед проверкой лучше уточнить нормальное сопротивление конкретной модели электронного термостата.

Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете проверить нагреватель в домашних условиях. Бесконечное сопротивление будет свидетельствовать об обрыве нагревателя. Также в режиме измерения сопротивления можно проверить целостность проводов цепи управления. ЭБУ управляет нагревателем с помощью ШИМ-сигнала, поэтому без осциллографа в домашних условиях проверить сигнал не получится.

Замена термостата и его проверка

by admin · Май 19, 2014

В автомобиле с двигателем внутреннего сгорания система охлаждения настроена таким образом, чтобы поддерживалась определенная рабочая температура двигателя. Обычно она равна 90?С. Чтобы не происходило перегрева и, в то же время, чтобы автомобиль быстро прогревался, в системе охлаждения существуют два круга движения охлаждающей жидкости — большой и малый круг. Когда автомобиль еще не прогрелся, антифриз движется по малому кругу, минуя радиатор, чтобы не происходило его охлаждения. При достижении жидкости определенной температуры срабатывает клапан, который открывает большой круг и жидкость проходит через радиатор охлаждения. Этот клапан называется термостат. Термостаты на разных автомобилях могу отличаться габаритными размерами и температурой срабатывания, в остальном принцип их действия одинаков.

Термостат состоит из корпуса, мембранного клапана, пружины внутри которой цилиндр с приводным механизмом, отверстия для стравливания воздуха при заполнении системы охлаждения. Когда автомобиль холодный пружина разжата и клапан закрыт. При достижении определенной температуры приводной механизм сжимает пружину и клапан открывается позволяя пойти жидкости по большому кругу. Приводной механизм работает на основе теплового расширения материалов. Внутри находится вещество с большим коэффициентом теплового расширения. При нагревании вещество расширяясь приводит к сжатию пружины и открытию клапана.

С виду, простое устройство играет очень большую роль в правильной работе двигателя. Его неисправность приводит к перегреву двигателя, машина «закипает», к недогреву в холодное время года.

Когда термостат заклинивает в закрытом положении, антифриз постоянно циркулирует по малому кругу не проходя через радиатор и не остывает — это приводит к перегреву двигателя. При перегреве двигателя большая вероятность механического повреждения частей двигателя: ведет головку блока цилиндров, появляются трещины в блоке или голове, выдавливает прокладки и пр. Работа двигателя с такими повреждениями неминуемо приведет к дорогостоящему ремонту. Поэтому, если вы заметили, что температура двигателя выше положенной — необходимо съехать на обочину дороги, дать автомобилю остыть. Проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и расширительном бачке. Если с уровнем все в порядке, вентиляторы работали исправно при перегреве, скорее всего термостат пришел в негодность. Необходимо отправиться в гараж или сервис для замены термостата. При этом обязательно пристально следить за температурой двигателя, чтобы не допускать перегрева, лучше лишний раз остановиться и дать остыть автомобилю, чем потом ремонтировать двигатель.

Когда термостат заклинивает в открытом положении, тосол циркулирует по большому кругу и двигатель или очень долго прогревается, или не прогревается до нормальной рабочей температуры вовсе. Недогрев двигателя, обычно, выявляется в холодное время года, когда печка дует холодным воздухом. Холодный воздух из печки не единственная проблема при недогреве двигателя. В такой ситуации значительно увеличивается расход топлива, уменьшается приемистость двигателя, повышается износ деталей.

Поэтому за работоспособностью термостата необходимо следить внимательно. При проявлении вышеописанных ситуация обязательно необходимо проверить работоспособность термостата. Менять термостат лучше не реже одного раза в два года, лучше это делать, когда пришло время заменить антифриз.

Причиной выхода из стоя термостата может служить коррозия металлических частей устройства вследствие использования некачественной охлаждающей жидкости или очень большого срока службы. Повреждение прокладки термостата может так же послужить поводом для замены. Да, и брак никто не отменял…

Есть несколько способов проверить правильность работы термостата.

На автомобиле не снимая. Необходимо завести автомобиль и дать прогреться до рабочей температуры. Затем заглушить двигатель, открыть капот, найти патрубки по которым идет охлаждающая жидкость — обычно это толстые трубки, которые идут от двигателя к радиатору в верхней и нежней его части. Далее необходимо аккуратно потрогать оба этих патрубка. Делать это стоит крайне осторожно чтобы не обжечься т.к. температура их может быть порядка 90 градусов. Если патрубки имеет одинаковую температуру — ваш термостат работает исправно. Если же верхний патрубок значительно горячее нижнего, велика вероятность выхода из строя термостата и его лучше заменить.

Второй способ потребует непосредственной работы с термостатом, поэтому необходимо снять термостат с двигателя. Для проверки потребуется емкость с водой. Воду необходимо будет нагреть, чем нагревать воду каждый решает для себя. Можно даже кипятильником, никаких электрических частей в термостате нет, поэтому ему это не навредит. Термостат необходимо поместить в емкость с водой и нагреть до начала кипения. Т.к. необходимо проверить работоспособность устройства, а не то при какой температуре он срабатывает, поэтому градусник не понадобится. В нагретой воде термостат должен открыться и по мере остывания закрыться без каких-либо зависаний. Если все прошло гладко — ваш термостат рабочий, если же открытие или закрытие сопровождается зависанием или же не происходит вовсе — термостат на замену.

Замена термостата это уже проведение сервисной работы, поэтому, если в не умеете или не любите ковыряться в своем автомобиле — предоставьте это дело специалистам в сервисе. Если же решили все сделать самостоятельно, то понадобится сам термостат который подойдет для вашего автомобиля, пара литров охлаждающей жидкости (тосол или антифриз, которые залиты в систему охлаждения), набор ключей, отвертки, перчатки, тряпочки и пр… Обязательно необходимо приобрести термостат с прокладкой, если она предусмотрена конструкцией, если не предусмотрена потребуется хороший герметик.

Перед заменой необходимо дать остыть двигателю, чтобы не обжечься.

Открыть крышку радиатора, чтобы стравить давление в системе. Закрыть крышку.

Найти где находится термостат. Обычно от корпуса, где стоит термостат идет толстый патрубок к радиатору. Термостат может находиться в корпусе на самом двигателе или же в выносном отдельном корпусе, на разных машинах по разному. Снять патрубок с корпуса. Польется охлаждающая жидкость. Для этого мы и запасались ей чтобы долить до необходимого уровня после замены. Лучше всего совместить замену термостата с заменой антифриза, чтобы не тратить на доливку денег. Открутить болты и снять крышку корпуса или разобрать корпус. После этого появится доступ к самому термостату. Старый термостат вытащить.

Очистить от грязи и протереть посадочное место. Установить в посадочное место термостат. При установке обязательно необходимо убедиться в том, что клапан стравливания воздуха оказался сверху, иначе термостат поставили неправильно. Если у вас нет прокладки необходимо смазать герметиком посадочный поясок термостата и крышку корпуса. Прикрутить крышку обратно или собрать весь корпус.

Работа термостата

Принципиальная схема терморегулятора.

При первичном запуске двигателя автомобиля температура жидкости охлаждения термостата такая же, как и у окружающей среды, и для того чтобы сократить время прогрева двигателя, термостат автоматически ограничивается малым кругом циркуляции (головка цилиндров, охлаждающая рубашка блока и отопитель). По мере подъема рабочей температуры клапан термостата регулирует правильную подачу жидкости охлаждения из основного системного радиатора в двигатель. А если температура падает, реагирующий на это клапан увеличивает количество охлаждающей жидкости, которую подает в обход радиатора.

Такая схема работы термостата позволяет поддерживать необходимые рабочие температуры на должном уровне, обеспечивать достаточно хорошие температурные характеристики работы салонного отопителя и при этом снижать у отработанных газов токсичность с одновременным ресурсным увеличением машинного двигателя.

Конструкция термостата имеет герметичный термочувствительный элемент, заполненный воском. В зависимости от температуры объем воска изменяется, что влечет за собой открытие и закрытие термостатного рабочего клапана строго при определенных температурных показателях.

Как понять автомобилисту, что данные признаки неисправности машины указывают на необходимость искать их причины в первую очередь в термостате?Перегрев двигателя или недостаточный его прогрев, некомфортная салонная температура в холодный сезон, заметное снижение показателей динамики автомобиля, а также повышенный топливный расход — первые признаки. Но прежде, чем задумываться о ремонте или замене термостата, необходимо понимать, что терморегулятор — это лишь один из многих элементов охладительной системы, который может и не иметь отношения к данной неисправности автомобиля.

Для полной уверенности, что причины поломки системы охлаждения заключаются в термостате, нужно проверить уровень жидкости охлаждения, сам температурный датчик охлаждающей жидкости и его указатель (сигнальную лампу) на исправность.

Какие бывают автомобильные термостаты?

Сейчас можно найти термостаты нескольких видов. Они различаются между собой по принципу работы и имеют свои особенности. Варианты российского производства стоят дешевле немецких или польских, но именно зарубежные варианты славятся высоким качеством и хорошей износостойкостью. Востребованными остаются универсальные варианты деталей. Их ценят за простоту установки, удобство пользования, невысокую стоимость и достаточную распространённость. Рассмотрим, какие виды приборов существуют.

Одноклапанный

Популярный вид устройства. Его устанавливают до настоящего времени в автомобили зарубежного и отечественного производства. Ведущие фирмы напротив считают, что модель морально устарела и не может обеспечивать качественное охлаждение мощного мотора. Суждение верное, но лишь отчасти. Возможностей одноклапанного терморегулятора не хватит лишь для гоночных автомобилей.

Классическая система успешно работает во многих случаях, но определять конкретную модель и устройство следует в зависимости от оснащения всей охлаждающей системы двигателя.

Одноклапанный автомобильный термостат отличается конструкционной простотой исполнения. Удивительно, но этот параметр является ключевым. Приспособление успешно выполняет возлагаемые на него действия и считается надёжным. Ведущие производители современных авто до сих пор выбирают такую конструкцию для оборудования собственных продуктов.

Двухступенчатый или двухклапанный

Принципиальных отличий в устройстве при сравнении с одноклапанным вариантом не выявлено. Разница лишь в расширении возможностей для обеспечения эффективного процесса охлаждения.

Термостат, как и в классическом исполнении, имеет две тарелки. Одна из них обеспечивает затвор большого круга циркуляции, а вторая малого. Функционирование систем обеспечивается синхронно. Когда один круг закрывается, второй сразу же запускается – в этом и состоит преимущество двухклапанного устройства. Работа – синхронная, запор одного клапана провоцирует открытие другого.

Устройство двухступенчатого термостата отличается. Пересмотреть принципиальное строение физики и автомеханики решили из-за определённого несовершенства предыдущего варианта. Система охлаждения создаёт высокое давление тосола и клапан автомобильный термостата не может его преодолеть.

Изменение конструкции состояло во внедрении двух тарелок (малой и большой). Сначала открывается первая, она призвана уменьшить усилие и снизить давление внутри системы. Открывается плавно, запускает взаимодействие большой по цепи. Из-за этого изначально жидкость не проходит в большой круг.

С электронным управлением

Электронное устройство представлено в форме классического одноклапанного термостата, включающего нагревательное сопротивление. Функция управления последним обеспечивается электронным блоком контроля над функциями движка. Последний способен достигать температуры 95-100 градусов при частичной нагрузке. На максимальной мощности отметки сохраняются в диапазоне 85-95°C.

Ещё одна хорошая статья: Лямбда-зонд: что это такое, принцип работы, для чего нужен, где находится, срок службы

Оснащение такого класса позволит экономить топливо и рационально его использовать за счёт дополнительного охлаждения поглощаемого цилиндрами воздуха. Электронный термостат повышает КПД двигателя.

Корпусный и бескорпусный

Во многих случаях термостат продаётся в автомагазинах без корпуса. В этом случае установить его можно просто вынув старый. Но некоторые производители выпускают автомобильные термостаты уже установленными в корпус, который надо подключить к патрубкам охлаждающей системы автомобиля.

Чаще всего термостаты продаются вместе со специальной резиновой прокладкой, которая выдерживает воздействие охлаждающей жидкости.

Есть отдельный вариант термостатов – бескорпусный. Их устанавливают непосредственно в блок двигателя.

При нагреве воскового шара он плавится, становится больше в размерах и выталкивает шток (примерно на 2 см). Клапан на штоке поднимается и закрывает патрубок. Чем выше температура антифриза, тем сильнее выталкивается шток. А при остывании мотора менее 70 градусов восковой шар уменьшается и становится твёрдым, а шток с клапаном встаёт на своё место благодаря пружине.

Способы проверки работоспособности

В системе охлаждения двигателя термостат используется для быстрого прогрева и дальнейшего поддержания рабочей температуры. После холодного запуска клапан термостата перекрывает доступ охлаждающей жидкости к основному радиатору. Двигатель намного быстрее прогревается, так как антифриз циркулирует только в «рубашке» (малый круг циркуляции ОЖ). В корпусе термостата установлен чувствительный элемент, который в процессе нагрева расширяется в объеме, заставляя основной клапан перемещаться и открывать доступ ОЖ к основному радиатору. Антифриз начинает циркулировать по большому кругу, охлаждая тем самым двигатель.

  • По степени нагреву выходного патрубка, идущего к радиатору. До выхода охлаждающей жидкости на температуру открытия, которая на большинстве авто лежит в пределах 80-90 градусов Цельсия (при 95-105ºС клапан открывается полностью), патрубок должен быть холодным. Если он прогревается практически сразу после запуска двигателя, термостат заклинил в открытом положении, а ОЖ постоянно циркулирует по большому кругу. Когда термостат заклинивает в закрытом положении, патрубок будет относительно холодным даже при полностью прогретом моторе. Ситуация крайне опасная, так как вы рискуете потерять крупную сумму, устраняя последствия перегрева двигателя.
  • Провести тест с помещением в подогретую жидкость. Ниже мы подробно расскажем, как довольно точно проверить термостат в домашних условиях.

Стоит ли проверять, не снимая с машины?

Преимущество диагностики по степени нагрева патрубка в том, что можно проверить термостат, не снимая с автомобиля. Но в отличие от теста в домашних условиях, метод не позволяет точно оценить температуру открытия и скорость срабатывания.

Контролируя степень нагрева жидкости, вы можете несколько раз подряд сымитировать смену режимов охлаждения и прогрева двигателя. Коварство неисправностей в том, что они могут проявлять себя периодически. Поэтому при серьезных подозрениях на неправильную работу термостата мы рекомендуем проверять его только тестом в домашних условиях.

Устройство и принцип работы автомобильного термостата

Из чего сделано это устройство? Автомобильные термостаты производят из цветных металлов. Чаще всего используется латунь или медь. Первый вариант считают более подходящим. Принцип устройства прибора прост, он включает такие элементы:

  • корпус;
  • клапан малого и большого круга охлаждения;
  • выходной патрубок, сообщённый с насосом;
  • восковой шар;
  • входной патрубок, присоединённый к радиатору;
  • пружины;
  • поршень.

Все устройства автомобильного термостата представлено в форме цилиндра, возвратного штыря, воскового шарика и запорного клапана большого и малого круга. Именно эта простота и обеспечивает надёжность работы конструкции.

Внимание! Несмотря на популярность модернизации в производстве автомобилей, конструкция автомобильных термостатов остаётся неизменной в течение многих лет. Единственное, часто производителей переходят на двухступенчатые варианты. Принцип работы от этого не изменился.

В автомобилях отдельных марок термостат можно настроить для срабатывания при достижении двигателем определённых температур. Обычно пометка о данных возможностях есть в инструкции к прибору. Это своеобразный плюс, позволяющий сократить расход бензина при прогреве мотора.

Схемы циркуляции

Обычный механический термостат выполняет свою работу сам по себе. Чтобы понять, за счёт чего обеспечивается функционирование, нужно рассмотреть принципиальную схему:

  1. Когда двигатель только запустился, но ещё не прогрелся до необходимой температуры, основной запорный клапан перекрывает поток охлаждающей жидкости на радиатор. Малый круг остаётся открытым и пропускает антифриз, чтобы предупредить его охлаждение и позволить мотору прогреться полностью.
  2. После повышения температурных отметок происходит нагревание воска внутри цилиндра. Этот компонент планомерно расширяется, что обеспечивает выталкивание штока наружу. Он поднимается и открывает доступ антифриза ко второму кругу. От силы нагрева жидкости зависит высота подъёма клапана и величина охлаждающего потока.
  3. Если антифриз горячий, доступ к малому кругу охлаждения перекрывается и весь поток поступает на радиатор — на большой круг охлаждения.
  4. После того как жидкость остывает, вещество охлаждается и сжимается. Шток опускается при помощи пружины, а клапан уменьшает проток на радиатор охлаждения.

Следовательно, работоспособность системы заключается в контроле и восстановлении нормальной температуры двигателя. Если рассмотреть схему детально, то можно сделать вывод об автономности процесса. Восприимчивость к температурным колебаниям зависит от состава наполнителя.

Видео: автомобильный термостат. Принцип работы в 3D анимации

В этом наглядном видео вы узнаете строение и принцип работы термостата в 3D графике.

Зачем нужен термостат

Термостат – это крайне важный прибор, который имеется в каждом автомобиле, двигатель которых охлаждается при помощи специальной жидкости. Если он выходит из строя, то двигатель начинает перегреваться. {typography legend_blue}Специалисты рекомендуют менять его каждые 2 года. Но иногда это может потребоваться значительно раньше (о том, как определить это мы поговорим чуть позже).{/typography}Зачем нужен термостат? Его основная задача заключается в том, чтобы не дать антифризу попасть в радиатор, пока мотор полностью не прогреется. До тех пор пока термостат закрыт, охлаждающая жидкость движется по небольшому кругу, обеспечивая тем самым постепенный прогрев двигателя.

Это позволяет уменьшить токсичность выхлопа и продлить срок службы силового агрегата. Как только ДВС разогревается до 95 градусов, термостат открывается и горячая жидкость поступает в радиатор. Теперь Вы знаете, зачем нужен термостат в автомобиле. Без него никак не обойтись. И при первых признаках поломки его необходимо сразу же заменить.Как определить, что термостат неисправен? Для этого существуют, так называемые «народные методы» проверки:{typography list_number_bullet_blue}1. При горячем двигателе необходимо открыть капот (машина должна быть выключена) и аккуратно, дабы не обжечься потрогать верхний и нижний шланги, которые крепятся к радиатору (это черные резиновые шланги, диаметром, примерно, в 5 см, на концах которых находятся металлические хомуты). Если они горячие, то все в порядке.Если же один из шлангов горячий, а другой холодный, то значит скорее всего, закрыт термостат и поэтому охлаждающая жидкость не поступает в радиатор. В этом случае надо срочно менять данный прибор.||2. Другой признак, характерный для неисправного термостата это когда приходится слишком долго прогревать автомобиль. При нахождении в «пробке» рабочая температура находится в норме. А вот, когда машина едет на большой скорости происходит перегрев двигателя. {/typography} Стоимость термостата зависит от марки производителя машины. Для отечественных марок цена прибора может быть в районе 500 рублей, а вот для иномарок цена колеблется в пределах от 500 рублей до нескольких тысяч. Мы выяснили, зачем нужен термостат, познакомились также с методами проверки его работоспособности. Теперь Вы знаете, для того чтобы избежать дорогостоящего ремонта лучше вовремя менять данный прибор – либо каждые 2 года, либо при первых признаках его поломки.Зачем нужен термостат

Разновидности термостатов

В силовых установках автомобилей используется несколько типов термостатов:

  1. С 2 клапанами, что обеспечивает управление потоками хладагента, идущими к радиатору и по малому кругу охлаждения (через рубашку силового агрегата и блок отопления салона).
  2. С 1 подвижным элементом, корректирующим подачу жидкости к радиатору.
  3. С 1 клапаном и двухступенчатым открытием. При прогреве мотора открывается протока малого диаметра, затем антифриз подается в теплообменник через отверстие увеличенного сечения.
  4. Электронный термостат, оснащенный датчиком, измеряющим температуру антифриза. Блок управления фиксирует положение заслонки при помощи шагового электродвигателя. Регулятор корректирует подачу антифриза в дополнительные контуры охлаждения, что снижает расход топлива.

Робота термостата

Принципова схема терморегулятора.

При первинному запуску двигуна автомобіля температура рідини охолодження термостата така ж, як і у довкілля, і для того щоб скоротити час прогріву двигуна, термостат автоматично обмежується малим колом циркуляції (головка циліндрів, що охолоджує сорочка блоку і обігрівач). У міру підйому робочої температури клапан термостата регулює правильну подачу рідини охолодження з основного системного радіатора в двигун. А якщо температура падає, що реагує на це клапан збільшує кількість охолоджуючої рідини, яку подає в обхід радіатора.

Така схема роботи термостата дозволяє підтримувати необхідні робочі температури на належному рівні, забезпечувати досить хороші температурні характеристики роботи салонного обігрівача і при цьому знижувати у відпрацьованих газів токсичність з одночасним ресурсним збільшенням машинного двигуна.

Конструкція термостата має герметичний термочутливий елемент, заповнений воском. Залежно від температури обсяг воску змінюється, що тягне за собою відкриття і закриття термостатного робочого клапана строго за певних температурних показниках.

Як зрозуміти автомобілісту, що дані ознаки несправності машини вказують на необхідність шукати їх причини в першу чергу в термостаті?Перегрів двигуна або недостатній його прогрів, некомфортна салонна температура в холодний сезон, помітне зниження показників динаміки автомобіля, а також підвищений паливний витрата — перші ознаки. Але перш, ніж замислюватися про ремонт або заміну термостата, необхідно розуміти, що терморегулятор — це лише один з багатьох елементів охолоджувальної системи, який може і не мати відношення до даної несправності автомобіля.

Для повної впевненості, що причини поломки системи охолодження полягають в термостаті, потрібно перевірити рівень рідини охолодження, сам температурний датчик охолоджуючої рідини і його покажчик (сигнальну лампу) на справність.

Причины поломки термостата

Самый главный признак поломки термостата – отсутствие циркуляции в системе охлаждения двигателя, что приводит к его перегреву.

Причин, по которым работа термостата нарушается, может быть довольно много, но наиболее распространенной проблемой является коррозия, съедающая цилиндр и блокировочный штырь, из-за чего поток жидкости полностью не прекращается ни в каком положении клапана.

Двигателю в такой ситуации будет гораздо сложнее прогреваться, и времени это займет куда больше, чем в нормальном режиме. Если же наоборот, термостат постоянно остается закрытым, двигатель быстро перегревается, что ведет к полной невозможности продолжения движения или более серьезными последствиями, такими как температурная деформация блока цилиндра и дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.

Когда индикатор температуры ОЖ на грани перегрева, при том что один шланг горячий, а другой холодный – скорее всего можно говорить что клапан термостата подклинил в закрытом состоянии и жидкость не проходит через радиатор.

Как проверить термостат автомобиля

Можно выделить два основных способа проверки термостата автомобиля. Один из них проходит без снятия детали, но требует наличия пирометра, а второй более простой, но элемент потребуется на время проверки снять с двигателя.

Как известно, корпус термостата соединяется с верхним шлангом радиатора, который включен в большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно, при рабочем термостате после пуска мотора верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (слегка теплым) некоторое время, до того момента как по нему будет пущен антифриз.

Чтобы проверить термостат не снимая с двигателя, обзаведитесь пирометром (прибор для измерения температуры). Можно встретить мнение, что проверку следует производить и без прибора, замеряя температуру руками, но это довольно опасно, учитывая большое количество подвижных деталей при работе двигателя.

Направьте пирометр на верхний шланг радиатора и запустите мотор (холодный пуск). На протяжении двух-трех минус наблюдайте за показателями прибора. Далее сделайте вывод об исправности термостата по следующим правилам:

  • Шланг на протяжении двух-трех минут был холодным (или его температура слегка поднималась), а после быстро нагрелся. Это свидетельствует о том, что термостат исправен, и он переключил циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой после достаточного прогрева мотора;
  • Шланг изначально медленно прогревался. В таком случае можно говорить, что термостат заклинил в открытом положении, и антифриз не циркулирует по малому кругу;
  • Шланг не начал быстро прогреваться спустя две-три минуты. То есть, термостат неисправен, и он не переключает циркуляцию охлаждающей жидкости с малого круга на большой.

Важно: В процессе проверки термостата следите за температурой двигателя на панели приборов. Если термостат заклинил и не переключит охлаждающую жидкость на большой круг, двигатель начнет перегреваться, что может привести к выходу из строя дорогостоящих деталей

Широко распространенный и хорошо известный способ самостоятельной проверки термостата, это с использованием кастрюли. Как несложно догадаться, перед диагностикой потребуется снять термостат с двигателя машины и принести его домой. После этого проделайте следующее:

Возьмите кастрюли и наполните ее водой; Осмотрите корпус термостата и ознакомьтесь на нем с технической информацией, в которой указывается, на какой температуре он должен переключиться; Подвесьте в кастрюле термостат таким образом, чтобы он был погружен в воду, но при этом не касался стенок и днища емкости, то есть соприкасался только с водой; Начните подогревать воду и положите в нее обычный термометр для замера температуры жидкости; Когда вода подойдет к значению переключения термостата из закрытого состояния в открытое, убедитесь, что это происходит. Также сравните показатель термометра, зафиксировав температуру, на которой открывается клапан переключения круга циркуляции охлаждающей жидкости, с идеальными значениями, указанными на корпусе устройства.

Если клапан при нагреве воды открывается, отследите его поведение при охлаждении жидкости, проверив, на какой температуре он вернется в исходное положение. На основании полученных данных сделайте вывод о работоспособности термостата.

Как выбирают термостат

В случае поломки лучше подобрать идентичный термостат, или обратиться к менеджеру любого магазина автомобильных запчастей, предоставив также VIN-код своего авто. Тот выберет запчасть нужных размеров, а также уточнит возможность работы в одном тепловом режиме.

Несколько более интересный случай: отдельные детали уже менялись, добавлялись смежные. Здесь без помощи автомеханика обойтись сложно. Он проанализируют следующие вещи: пороги температур плавления, количество клапанов, габаритные размеры, температура открытия, специфика индикации температуры двигателя. Сообразно этому, будет подобран наилучший термостат. Отметим, что далеко не все автолюбители точно знают, какая в их авто система индикации температуры, так что рискуют попасть впросак при самостоятельном выборе термостата.

Принцип работы термостата

Главным узлом термостата есть механический клапан: он приводится в воздействие достаточно несложным и правильным механизмом. В герметичном корпусе находится термочувствительный неестественный воск, что при расплавлении возрастает в количестве и сжимает резиновую камеру, выталкивающую железный хромированный шток, что и приводит в воздействие клапаны. В этом и содержится принцип работы термостата.

Так трудится термостат

При нарушении целостности данного механизма воск вытекает благодаря применения некачественного антифриза (тосола) либо коррозии и возрастает сила трения подвижного штока. Термостат начинает функционировать неправильно, неспешно и неумолимо превращая жизнь водителя в преисподняя.

Разновидности термостатов по принципу работы

Если рассматривать принцип работы термостата, все модели можно разделить на несколько подгрупп:

Механические термостаты

Такие приспособления сконструированы без каких-либо электрических составляющих. Чаще они применяются кухонных плитах. Детали нередко встречаются в духовых шкафах, где необходимо поддерживать температуру на одном уровне. Часто они комбинируются с кранами газа. После достижения определенной отметки, термостат активирует минимальный режим работы для экономии расхода ресурсов. При снижении показателей, подача топлива снова увеличивается.

Термостат для духового шкафа должен обеспечивать автоматическое поддержание заданной температуры в диапазоне от 160-2700 С

Устройство термостата

Термостат является клапаном

, время от времени помещенный в корпус, регулирующий поток охлаждающей жидкости в двигателе
вашего автомобиля
. По конструктивным изюминкам устройство термостатов не редкость корпусным и бескорпусным.

Корпусный термостат с двумя выводами

1.Корпусный термостат

Как видно на рисунке, одним из видов термостатов есть устройство, заключенное в корпус и, в большинстве случаев, имеющее как минимум несколько выводов. Исключением являются термостаты с корпусным устройством, каковые образуют сложные 2-хуровневые контуры. Корпусы термостатов изготавливают из пластика, латуни либо алюминия.

Два вывода, находящихся рядом, в большинстве случаев именуют «малым контуром». Он не дает охлаждающей жидкости поступать в радиатор, разрешая циркулировать в радиатора и мотора печки. Это делает вероятным стремительный прогрев двигателя до нужной (рабочей) температуры – точки, при которой термостат раскрывается всецело. На машинах отечественного производства частенько видится температура полного открытия термостата 80-85 градусов.

В большинстве случаев, у корпусных термостатов ручная регулировка температуры открытия-закрытия неосуществима, но в опытных автомастерских смогут оказать такую услугу.

2.Бескорпусный термостат

Дополнительные элементы термостата

Во многих современных авто термостаты имеют термодатчик и подогреватель. Их регулировка происходит благодаря ЭБУ – электронному блоку управления. Как это происходит?

На средних оборотах мотора температура антифриза удерживается на более высокой температуре. При максимальной нагрузке на ДВС сразу же включается подогрев, поэтому автомобильный термостат срабатывает раньше. Это в свою очередь приводит к снижению температуры охлаждающей жидкости на 10 градусов, а также экономит топливо.

Признаки неисправности термостата I4CAR

Термостат — это клапан, который сильно восприимчив к перепадам температуры. Также этот клапан контролирует поступление охлаждающей жидкости в радиатор.

На неисправности в работе термостата могут указывать:

1. недостаточное прогревание пассажирского салона;

2. медленный разогрев двигателя.

Обе эти причины могут быть вызваны тем, что термостат не закрывается полностью (или закрывается, но не плотно). В противном случае двигатель может быстро перегреваться, тогда как радиатор, так и останется холодным на ощупь. Причиной этого являться то, что термостат не открывается. Если вы считаете, что термостат следует заменить, в срочном порядке, отгоните автомобиль в ремонтную мастерскую.

Советы: Советы для автоновичков

Прокладка головки цилиндров обеспечивает герметичное соединение головки цилиндров с блокам цилиндров, благодаря чему масло, продукты сгорания, газы и охлаждающая жидкость не проникают из — под неё наружу.

Признаками протечки в прокладке головки цилиндров могут быть:

— пузырьки в охлаждающей жидкости при работающем двигателе,

— запах бензина или выхлопных газов в охлаждающей жидкости.

Такими признаками могут стать и наличие масла в охлаждающей жидкости, которые выглядят как густой белёсый осадок. Накапливающийся в расширительном бачке системы, или, наоборот, антифриза в масле, который тоже будет выглядеть как белёсый осадок на крышке масляного фильтра или на щупе.

Признаки неисправности термостата

Другими признаками протечки в прокладке головки цилиндров являются:

— вода, капающая из выхлопной трубы при горячем двигателе,

— потеря мощности,

— свистящие шумы в двигателе,

— перегрев двигателя.

Если вы начали подозревать, что прокладка головки цилиндров пробита, как можно быстрее отгоните автомобиль в ремонтную мастерскую, где вам смогут помочь и устранить проблему профессионалы.

Ремонт заклинившего термостата

Нарушения в работе термостата могут быть вызваны не поломкой его подвижных частей, а попаданием под клапаны мусора, отложение накипи или выход из строя уплотнительного кольца. В этом случае можно обойтись без замены детали, сняв ее с автомобиля и обработав обычным средством для удаления отложений на бытовых водонагревателях, аналогичных «антинакипину», прокипятив его в течение 15 мин. Если устройство заработало, это будет заметно по открывшемуся в кипятке клапану. Перед установкой «реанимированного» термостата производят замену внутреннего уплотнительного кольца и промывку системы охлаждения специальными предназначенными для этого средствами.

Как проверить термостат

Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу возможно примерно условно. Исключения составляют случаи, в то время, когда он заклинил в всецело открытом либо закрытом положении. В таком случае

по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры возможно сделать вывод о вероятной неисправности термостата.

В тёплой воде термостат обязан открыться

Возможно проверить термостат и собственными силами, сняв его с автомобиля. Для этого

его либо поливают кипятком, визуально замечая открытие, либо греют в емкости с водой на электроплитке, осуществляют контроль температуру термометром и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти способа дают очень неточный итог, не разрешая отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, взятой в лаборатории завода-изготовителя.

Профессионально проверить термостат возможно лишь в специальных точках диагностирования, поскольку неверная его работа не редкость связана с другими неполадками двигателя, каковые необходимо мочь различать. В случае если у вас нет нареканий на работу двигателя, что зимний период «удерживает» стрелку термометра в обычной территории, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Правильная диагностика работы термостата подразумевает участие специального оборудования и опытного специалиста.

Видео о том как самостоятельно проверить исправность термостата

Когда следует менять термостат, как это сделать, и как проверить его работоспособность?

Замена термостата на любом автомобиле или мотоцикле может понадобиться при перегреве двигателя, или наоборот, когда мотор не прогревается до рабочей температуры. В этой статье будет подробно описано как удостовериться, что термостат действительно вышел из строя и как его заменить на большинстве автомобилей.

Конечно же порядок работы при замене термостата на разных машинах может несколько отличаться, и описать последовательность работ на разных автомобилях в одной статье нереально. Но всё же заменить термостат на большинстве машин совсем не сложно, ведь принцип его работы, а значит и его место расположения на разных машинах почти одинаково.

Для начала следует слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения вашего автомобиля, открутив сливной болт-пробку из нижней части радиатора, или просто снять нижний резиновый патрубок с радиатора, если сливной болт закис от коррозии и его проблематично открутить.

Чтобы найти термостат на любом движке новичку, который никогда этим не занимался, следует найти месторасположение термостата именно на вашей модели двигателя в мануале этого мотора, или просто прочитать, то, что будет описано ниже.

Любой термостат нужен для того, чтобы при достижении охлаждающей жидкостью определённой температуры, он открылся и прогретая жидкость начала циркулировать уже не по малому кругу (см. рисунок на сайте), а по большому кругу, тоесть через радиатор, и благодаря этому мотор не перегреется. Надеюсь с этим понятно, и если это так, то термостат на любом моторе расположен между двумя резиновыми патрубками – между нижним патрубком радиатора (см. рисунок) и помпой, которая качает охлаждающую жидкость.

Ну и имеется ещё один патрубок, указанный красной стрелкой на рисунке, после которого резиновый шланг- патрубок раздваивается на два шланга (с помощью трубного уголка), один из которых идёт на верхний патрубок радиатора, а второй идёт в головку двигателя (точнее в рубашку охлаждения мотора). На некоторых машинах редких моделей термостат может располагаться чуть по другому, но не так, что бы его было сложно найти.

Теперь ещё один нюанс: бывают термостаты неразборные (например как на ВАЗ классике), у которых корпус завальцован и термоэлемент нельзя снять. И хотя для русских кулибиных не бывает неразборных деталей, но зачем его развальцовывать, когда новый термоэлемент продаётся вместе с корпусом, а не отдельно.

Но на большинстве машин иномарок, корпус термостата легко разбирается, чтобы извлечь термоэлемент, и новый термоэлемент для таких машин продаётся отдельно (без корпуса). И чтобы извлечь и заменить термоэлемент, достаточно открутить пару болтов и вскрыть корпус. На машинах с неразборным корпусом, следует просто отсоединить от патрубков корпуса термостата шланги системы охлаждения.

Но прежде чем бежать в магазин за новым термостатом, штатный следует проверить на работоспособность. Возможна причина перегрева мотора (или наоборот недобора рабочей температуры) не в термостате, а в неисправности насоса системы охлаждения – помпы. Как точно проверить термостат (его открывание при нужной температуре) прямо на двигателе или отдельно от двигателя. Читать далее

Источник: subscribe.ru

Показатели неисправности термостата

Явными показателями неисправности термостата являются:

  • продолжительный прогрев двигателя до рабочей температуры, и стремительный его перегрев;
  • стрелка температуры двигателя падает на скорости ниже простого и подымается при остановке автомобиля;
  • нижний патрубок теплый при нескольких минутах прогрева двигателя: это указывает, что термостат все время открыт;
  • термостат заклинил в закрытом положении, двигатель кипит, а нижний патрубок остается холодным кроме того при прогретом моторе

В обязательном порядке к прочтению:

  • Как определить настоящий пробег автомобили
  • Европротокол при ДТП в 2015 году
  • Как обязан составляться и заполняться протокол об административном правонарушении ГИБДД
  • Что делать, в случае если загорелся Check Engine?
  • Что следует сделать, в то время, когда на вас составляется протокол о нарушении ПДД?
  • Автомобильные антенны для телевизора
  • Жидкая резина для автомобиля: её плюсы, минусы, использование

Выводы

Замена термостата может быть осуществлена самостоятельно. При этом неисправную деталь стоит менять как можно скорее — это позволяет избавиться от возможных трат на ремонт двигателя. Также отметим, что термостат стоит проверять в канун наступления холодов. Исправно работающая деталь не только позволит уменьшить расход ресурса двигателя, но улучшить прогрев салона автомобиля, нормализует расход топлива.

Термостатов разных ценовых категорий на рынке достаточно много. Вышеуказанные бренды считаем приоритетными, их качество было проверено временем. Единоразовой замены хватит, чтобы потом не вспоминать о термостате в течение нескольких лет.

Основные неисправности термостата

Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:

  • Клапан переключения циркуляции жидкости с большого на малый круг перестал плотно закрываться. Из-за этого сразу после пуска двигателя антифриз циркулирует по полному большому кругу, из-за чего разогрев до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия занимает в разы больше времени, чем при исправном термостате;
  • Клапан переключения циркуляции жидкости заклинил в закрытом состоянии. В такой ситуации датчик на его открытие срабатывает, но заслонка не может сдвинуться. Это приводит к тому, что тосол даже после разогрева мотора продолжает циркулировать по малому кругу. Соответственно, детали двигателя не получают необходимого охлаждения, и он перегревается.

Стоимость термостата невелика, но далеко не во всех проблемах с охлаждением двигателя виноват он. Именно поэтому перед тем как производить замену термостата, необходимо убедиться в его неисправности.

Что это такое, назначение устройства

Автомобильный термостат представлен основным узлом системы охлаждения. Его главное назначение – контроль температурных показателей с последующим перераспределением тосола или антифриза по большому или малому кругу циркуляции. До тех пор пока двигатель прогревается, защитный клапан системы находится в закрытом положении, а жидкость — в малом кругу. Из-за этого прогрев мотора происходит быстрее.

После достижения необходимой температуры, во избежание перегрева срабатывает защитный клапан, и тосол проходит в большой круг. Охлаждающая жидкость подаётся через радиатор, заметно улучшая охлаждение движка.

Терморегулирующий механизм имеет незначительные размеры, что делает его незаметным среди других деталей под капотом. Но это не делает его менее значимым. Маленькая система занимает положение между малым и большим кругом движения охлаждающего компонента.

В целом, ездить с неработающим автомобильным термостатом можно, но это скажется на работоспособности ДВС автомобиля. Он будет быстро перегреваться, увеличится интенсивность его износа. Замену узла системы можно провести самостоятельно (в отдельных машинах). Если подкапотное устройство конкретной модели неизвестно, лучше довериться грамотным специалистам, ведь рядом расположены ценные составляющие которые можно повредить.

Внимание! Автомобильный термостат – прибор специального назначения, обеспечивающий поддержку температуры двигателя в необходимом диапазоне. Эта функция достигается при слаженной и полностью исправной работе терморегулятора и своевременном фазовом переходе.

Блокировка функции радиатора обеспечивает набор максимальной температуры двигателя. Это нужно для полного раскрытия характеристик силового узла. Такие условия помогают уменьшить интенсивность его износа.

Основной функциональный элемент – клапан. Он срабатывает при температуре от 70 до 92 градусов по Цельсию. Точный показатель определяется после уточнения конкретной конструкции и требуемого режима работы мотора авто.

Терморегулятор термн служби

Ручний терморегулятор встановлюється безпосередньо на батареї і значно дозволяє економити тепло.

Досить часто ознаки несправності термостата викликають накопичення відкладень в охолоджувальній системі. З’являється на термочутливому елементі накип дуже погіршує його рухливість, і він починає неправильно реагувати на температурні зміни охолоджуючої рідини, а то і зовсім перестає реагувати.

Можливі причини даної поломки: використання води замість рідини охолодження, несвоєчасна заміна рідини охолодження, можливість заклинювання термостата у відкритому положенні, при якому рідина буде постійно циркулювати по великому контуру. Остання причина дає довгий прогрівання двигуна до температури початку його роботи, часто просто її не досягаючи. А в разі заклинювання термостата в закритому положенні, циркуляція рідини буде відбуватися тільки по малому колу, що неминуче призведе до перегріву двигуна.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]